Проекты кекушева. Лев николаевич кекушев. Отход от дел и смерть

Архитектор Лев Николаевич Кекушев родился в 1859 году в городе Вильно. В 1883 году закончил реальное училище в родных местах и тогда же поступил в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров, в котором обучался до 1888 года. Учебное заведение закончил с Серебрянной медалью и присвоением звания «гражданского инженера», а также права на чин десятого класса.

Интересно, что Кекушев учился вместе с такими известными в будущем архитекторами, как Виктор Андреевич , Илларион Александрович и Николай Евгеньевич Марков.

Сразу после окончания своей альма-матер Лев Николаевич поступил на службу в Техническо-строительный комитет МВД, который в то время располагался в городе на Неве. Помимо государственной службы архитектор и инженер Кекушев работал в Санкт-Петербурге в качестве помощника архитектора, занимаясь строительством различных зданий, а также водонапорной башни при местной скотобойне.

В 1890 году Кекушев выходит в отставку и переезжает в город Москву, где и занялся частной архитектурной практикой.

В период с 1890 по 1893 году являлся помощником известного московского архитектора Семена Семеновича Эйбушица во время строительства по его проектам зданий Охотного ряда и . Это сотрудничество позволило мастеру получить навыки в таких технологиях, как травление различных металлов и стекла, ковке и гальванопластике.

В 1893 году Лев Николаевич Кекушев основал уже личную архитектурную фирму и далее исполнял проекты самостоятельно. С этого же года и вплоть до 1898 являлся участковым архитектором города Москвы.

Помимо основной профессиональной деятельности, архитектор занимался преподавательской работой. Он читал лекции в Императорском Техническом училище (1898-1899), Строгановском училище (1898-1901) и в Инженерном училище ведомства путей сообщения (1901-1904).

Здание в городе Москве, которое впервые построили в новом тогда стиле модерн, архитектор Кекушев спроектировал в 1896 году. Это был дом в Варсонофьевском переулке, 6, который частично сохранился до настоящего времени.

Модерновский стиль Кекушева был наиболее близок к стилю Виктора Орта, к его франко-бельгийскому модерну, и завоевал большую популярность среди богатых заказчиков, среди которых были Якоб Рекк, семьи Хлудовых и Морозовых.

Интересно, что дом в , 8 архитектор начал строить в своей стилистике для себя, но переуступил его промышленнику Густаву Ивановичу Листу за баснословные по тем временам деньги.

В 1899 году архитектор Лев Кекушев становится победителем в конкурсе проектов фешенебельной гостиницы «Метрополь», но заказчик - Савва Иванович Мамонтов - передает работу . Только после ареста предпринимателя новые владельцы вновь привлекают Кекушева для управления строительством.

Расцвет архитектурной деятельности Кекушева пришелся на период с 1900 по 1903 годы. Именно тогда он построил Иверские ряды на улице Никольской, особняк Носова по нынешней Электрозаводской, здание железнодорожной станции «Царицыно» и на Поварской улице особняк Миндовского.

После 1905 года стиль раннего модерна сменили неоклассика и «северный модерн», более сдержанные по форме и менее роскошные. Архитектор Лев Николаевич Кекушев не захотел или не смог подстроиться под новые веяния и к 1910 году совсем отошел от дел.

Дальнейшая его судьба, как и место, и время смерти, не известно. Это до сей поры остается неразгаданной тайной.

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Ах, эта пагубная человеческая привычка не замечать того, что происходит прямо под носом. Как часто в суетных заботах, в сумасшедшем ритме жизни, в мирских проблемах и делах проходим мы мимо удивительных открытий. Задумывался ли уважаемый читатель, прогуливаясь по улицам столь многогранной многоликой Москвы, какие неизведанные тайны скрываются за этими величественными фасадами? Память о каких событиях бережно хранят резные барельефы, кованые решетки, пышно декорированные балюстрады? И хорошо ли мы знаем историю родного города? Что связывает те или иные городские строения, памятники, скульптуры?

Каждому москвичу наверняка известны храм Святого Иосифа Обручника, доходный дом Я. Бабушкина, особняки О. Листа, М. Саарбекова и И. Миндовского, рестораны «Прага» и «Эльдорадо», Монетный двор, Центральные бани, Ярославский вокзал, Никольские (Иверские) торговые ряды и Московская Городская Дума. Но даже истинные любители и знатоки московской истории будут удивлены, узнав, что объединяет эти постройки не только тот факт, что они являются памятниками архитектуры, но и их создатель. Имя Льва Кекушева, приложившего руку к возведению шедевров застройки Москвы и к коррективам бесчисленного множества фасадных и интерьерных решений, в определенный период было незаслуженно оттеснено на второй план другой знаковой фигурой московской архитектуры – Федором Шехтелем. Настало время восстановить историческую справедливость и вернуть москвичам первооткрывателя стиля модерн и автора более 100 разномасштабных проектов.

Архитектурный гений – это, конечно, прекрасно, но причем здесь львы? А при том, что архитектора не только звали Львом, но и его фирменной подписью в созданных творениях стало изображение этого царственного животного как в решении фасадов, так и при внутренней отделке помещений. Кто знает, может быть, единение именно этих двух начал и привело к появлению прозвища «лев московского модерна», но московские львы благодаря его «автографу» приумножились многократно.

Как бы там ни было, но карьере этого выходца из бедной дворянской семьи могли бы позавидовать даже стремительно взлетевшие на пьедестал звезды современности. Шутка ли дело – всего за три года Кекушев превращается из скромного помощника ведущего архитектора столицы С. Хейбушица во владельца собственной архитектурной фирмы с заказами от самого Государя Императора! За проект на оформление части Тверской улицы, Воскресенской площади и здания Городской Думы по случаю коронации Императора Николая II строительные мужи Москвы бились не на жизнь, а насмерть, но царский двор предпочел Кекушева.

Стоит ли говорить, что после этого москвичи с утроенной силой выстраивались за заказами в его архитектурное бюро, превознося и Льва, и его львов? Справедливости ради стоит отметить, что задолго до появления Кекушева на архитектурном Олимпе столицы, влиятельные московские семьи нередко желали иметь в собственных домах такой статусный символ, как мраморная или бронзовая скульптура льва, купить которую при наличии определенных финансовых возможностей не составляло труда.

Однако работы Кекушева возвели львиную символику на принципиально иной уровень. Хлудовы, Морозовы, Носовы, Кузнецовы, Коробковы, Кусевицкие, Листы, Саарбековы, Грязновы, Скалкины и, наконец, «великолепный Савва» – Савва Мамонтов. Эти имена значили одно – высочайший уровень профессионализма архитектора, с одной стороны, что и позволяло ему получать подобные заказы, а с другой – обращение к Кекушеву считалось привилегией и показателем статусности, поскольку позволить себе «купить Льва Кекушева» могли далеко не все.

Злопыхатели утверждали, что амбиции Кекушева превышают его творческие способности и упрекали его в невыносимой заносчивости, апогеем которой стала установленная им в собственном доме статуя льва. То, что на крыше жилого дома может быть воздвигнут настолько огромный мраморный лев, Москва доселе не знала. Никакие ранее установленные московские львы в сравнение не шли, и изумленная публика толпами сходилась полюбоваться на архитектурную «шалость» владельца. А посмотреть было на что! Трехметровый шагающий лев с горделиво поднятой головой спокойно взирал на город без тени волнения. Однако венценосный красавец повторил судьбу своего творца и после отъезда Кекушева из дома в связи с разводом — исчез. Ходят слухи, что у Анны Кекушевой неоднократно хотели купить льва за баснословные по тем временам суммы, однако супруга архитектора выставляла дом на продажу целиком, и демонтировать статую не было нужды. Куда исчез кекушевский лев, так и не сумевший охранить своего владельца от людских бед, достоверно неизвестно.

Поразительный факт, но львы Кекушева – это все сплошь и рядом сторожевые львы. Вы едва ли найдете среди них льва дремлющего или вальяжно развалившегося на просторном пьедестале. Среди многочисленных претворений львиной символики от великолепных мозаичных панно до маскарона льва и полноценных статуй, застывших в камне, мраморе и бронзе, Кекушев в большинстве своем использует изображение льва с открытой в грозном рыке пастью и помещает их возле наиболее уязвимых (с точки зрения проникновения в жилище) местах. Таков львиный декор фасада у окон ресторана «Эльдорадо», маскарон льва в замковом камне проездной арки во двор доходного дома купца В. Быкова, рыкающие изображения льва, поддерживающие модульоны карниза и кованые полотнища ворот особняка купца В. Лыжина.

Особого внимания стоит изображение львиной природы в особняке Торгово-строительного акционерного общества (особняк М. Понизовского). Мастерски воплощенная в камне задумка архитектора представляет взору гостей дома показавшегося из укрытия мраморного льва, маскарон которого, ощеренный в громоподобном раскатистом реве, продолжается развевающейся гривой и напряженными, готовыми к прыжку передними лапами.

Поражают своим величием сторожевые львы главного дома усадьбы почетного гражданина, купца I гильдии М. Грачева. Расположенные по бокам ведущих от дома к парку лестниц мощные мраморные изваяния контрастируют с фигурами прекрасных девушек, гостеприимно приглашающих к прогулке по приусадебной парковой зоне. Сочетание кротости и агрессии, явного гостеприимства и скрытой настороженности, готовность распахнуть свои двери, храня при этом тайны дома, – как нельзя более точно характеризует облик его хозяина. Ведь, несмотря на принадлежность к известному семейству, история его благосостояния покрыта мраком. Возможно, устанавливая настолько мощные контрастирующие с окружающим комплексом изваяния, Кекушев знал, что они будут стеречь…

Тесно сотрудничая со скульптурной мраморной и бронзо-цинко-литейной мастерской В. Гладкова и В. Козлова, Кекушев не уставал создавать для собственных заказчиков подлинные львиные шедевры, образчиком которых могут служить внутренние интерьеры особняка И. Миндовского. Фантастической красоты парадная двухмаршевая мраморная лестница демонстрирует, что архитектору были не чужды и бронзовые львы.

Маски львов с распахнутой пастью сопровождают каждый шаг вошедшего в дом, являясь одновременно и символом власти владельца, и грозными стражами покоя его дома. Подобные маски встречаются и в оградительной решетке лестниц в номерном корпусе Центральных бань.

Вклад Льва Кекушева в их возведение порой замалчивают, поскольку главным архитектором строительства был С. Хейбущиц, однако «подпись» Кекушева в виде львиных голов с высунутыми языками и собственноручное включение архитектором Китайских бань в список своих работ не оставляет места для сомнений. Истинно львиный характер – здесь был я! И точка! Незаслуженно умалчивается и львиный вклад Льва в знаковое для Москвы здание гостиницы «Метрополь». Несмотря на факт отстранения Кекушева в середине строительства и продолжения работы над проектом уже целой плеяды талантливых скульпторов и архитекторов, общий план комплекса и фасады, обращенные к Китайгородской, выполнены по кекушевским чертежам.

Ни дата, ни место смерти Льва Кекушева достоверно неизвестны. Однако многочисленные поклонники его творчества верят, что жизнь архитектора в какой-то мере продолжают его московские львы, взирающие на москвичей и гостей города с фасадов и внутренних интерьеров Ярославского вокзала, ресторана «Прага», особняков на Остоженке, доходного дома И. Исакова на Пречистенке, Иверских торговых рядов и бесчисленного множества иных творений этого уникального мастера, истинного льва московского модерна, во многом благодаря которому львы стали неотъемлемой частью архитектурной истории Москвы.

(1862–1917/19), русский архитектор, представитель модерна.

Сведения о его биографии отрывочны. Родился в Варшавской (по другим данным – в 1863 в Симбирской) губернии 7 (19) февраля 1862. В 1888 окончил Петроградский институт гражданских инженеров. С 1890 жил в Москве. Первой его здешней работой стали Центральные бани (1890), при проектировании и строительстве которых он действовал как помощник С.С.Эйбушица. В 1893–1897, будучи участковым архитектором, выступил уже самостоятельно – как автор богадельни имени Геера на Верхней Красносельской улице. С 1898 – архитектор Московского торгового домостроительного общества.

Модерн Кекушева, включая немало экстравагантных декоративных деталей, в целом достаточно сдержан, органически вписываясь в мощно обновлявшуюся в те годы градостроительную канву. Его романтический историзм за отдельными исключениями (мавританские черты богадельни имени Геера) имеет не столько восточную или «неорусскую», сколько западную ориентацию, сочетая мотивы романо-готического средневековья с поисками, родственными передовому австро-немецкому зодчеству того времени. Весьма многообразны и живописны его фасадные композиции с декором, обычно пластически усложняющимся от нижних ярусов к верхним, что порождает эффект поэтапной дематериализации здания. Среди многочисленных произведений мастера – доходный дом Хлудовых в Театральном проезде (1894–1896), особняк О.И.Листа в Глазовском переулке (первоначально – собственный дом Кекушева, 1898–1899; с мозаикой В.Ф.Валькота), ряд построек на Московско-Ярославской железной дороге (до 1900), в том числе перрон Ярославского вокзала и вокзал в Мытищах, особняк И.А.Миндовского на Поварской (1903–1904), доходный дом И.П.Исакова на Пречистенке (1904–1906), ресторан «Прага» (1906; надстроен в 1915 и реконструирован в 1955). По его проекту первоначально (до пожара 1901) строилась гостиница «Метрополь». Наиболее известен т.н. дом Кекушева, собственные особняк и доходный дом зодчего на Остоженке, решенный в виде причудливого «современного замка» (1900–1903).

Кекушев работал и как педагог: в 1898–1904 преподавал в Техническом училище (построил для него химическую лабораторию на 2-й Бауманской улице), Строгановском институте и Московском инженерном училище ведомства путей сообщения. После 1912 судьба его обрела загадочный и, возможно, трагический оттенок. Он перестал принимать какие-либо заказы, лишь время от времени помещая в журналах свои проекты; быть может, причиной тому служило прогрессирующее нервное заболевание. Бесследно, без некролога, исчез в годы революции и Гражданской войны.

А это рассказ с иллюстрациями об одном из архитектурных творений Л.Н.Кекушева.

Подробнее...

Перед стеной, ограждающей бывшую Преображенскую старообрядческую женскую обитель, находится оригинальное краснокирпичное строение с большими окнами, выделенным центром, красивыми навесами над крыльцами. Это здание (Преображенский вал, N 19) было выстроено талантливым архитектором Л. Н. Кекушевым в 1912 г. для больницы старообрядческой общины.

Процитировано со страницы сайта Москва - столица России. Энциклопедия

Этот дом выглядит очень загадочно... Оказалось, это последнее известное творение архитектора Л.И.Кекушева (яркого представителя русского модерна). Сейчас здесь располагается туберкулезный диспансер, а строилось здание для больницы старообрядческой общины. Мне кажется, домам, построенным в стиле модерн, идет некоторая заброшенность - это добавляет таинственности и пробуждает любопытство...


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде;

Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними - рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;

Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;

Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, - какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.

Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн...

Валерий Брюсов
1909 год

Дом 21, что на Гоголевском бульваре (доходный дом братьев Бочаровых, архитектор Л.Н.Кекушев, 1902 год
http://karavaev.gallery.ru/watch?ph=gzW-buS3Q


Особняк В.Д. Носова, арх. Л.Н. Кекушев (1903) (Москва, ул. Электрозаводская, дом 12)

Это первое московское здание в стиле модерн



Л.Н. Кекушев. Особняк О. Листа (Кекушев продал его в 1900 г.) в Глазовском переулке.
1898-1899 гг.

Дом знаменитого архитектора Льва Николаевича Кекушева выстроенный по проекту самого хозяина дома, находится на Остоженке, дом 21. Особняк Кекушева, построенный архитектором для себя и супруги в 1902 году, выполнен похожим на средневековый замок и увенчан небольшой островерхой башенкой. Рациональность причудливо сочетается здесь с игрой в Средневековье.

Ул. Остоженка. Собственный особняк архитектора Л.Н. Кекушева. Архитектор Л.Н.Кекушев (Московский модерн) 1901-1903 г.г. В настоящее время Бюро военного атташе республики Египет. республики Египет.


Л.Н. Кекушев. Проект станции "Одинцово". . Проект бокового фасада. 1898 г.

Среднее образование получил в Виленском реальном училище. С 1883 по 1888 гг. учился в Институте гражданских инженеров (СПб.), который закончил с правом на чин Х класса; был зачислен в Техническо-Строительный комитет МВД. С 1889 г. работал помощником по постройке зданий и водонапорной башни на Санкт-Петербургских скотобойнях.


Л.Н. Кекушев. Нач. 1900-х гг.

С 1890 г. вышел в отставку с государственной службы, посвятив себя, главным образом, частной практике. Работал в Москве. Сначала (с 1890 - 1893 гг.) был помощником архитектора С. С. Эйбушитца на постройке Центральных бань и Охотного ряда, затем работал самостоятельно. В 1893-1898 гг. состоял участковым архитектором. В 1898-1899 гг. преподавал в Техническом училище., совмещая эту работу с преподаванием в Строгановском училище (до 1901 г.), затем в 1901-1904 гг. вел занятия в Московском инженерном училище путей сообщения.

Прекрасный рисовальщик, Кекушев в 1890-х гг. много проектировал в области декоративно-прикладного искусства - делал рисунки бронзовых, деревянных и цинковых предметов для различных московских фабрик. С 1898 по 1901 гг. преподавал серебрение, железную ковку и композицию в Строгановском художественно-промышленном училище технического рисования.

Активная работа Кекушева в художественной промышленности в 1890-х годах позволяет предположить, что его роль в процессе трансформации стиля предметной среды того времени была весьма значительной. Именно в его великолепных, изящных рисунках для многочисленных предметов быта и убранства интерьеров обнаруживались явные приметы нового - формировавшийся в те годы русский модерн оплодотворялся легкой и радостной игрой карандаша, без усилий сплетавшего прихотливые орнаментальные узоры.

В 1890-х гг. к зодчему пришел настоящий успех и известность в среде состоятельных московских заказчиков - Кузнецовых, Хлудовых, Носовых и т.д. Как и в области декоративно-прикладного искусства, внутренний переход мастера к стилю модерн составил стержневое направление его архитектурной работы тех лет. Сначала это проявлялся, главным образом, в деталях, не затрагивая объемно-пространственной композиции: великолепны нарисованные им решетки балконов в доходном доме Григорие-Богословской церкви (1888-1893, совместно с арх. С. И. Тихомировым) на Б. Дмитровке, прелестны скульптурные маски юных дев с распущенными волосами над входами в доходный дом Гагарина (1890-1893) в Варсонофьевском переулке.

Богадельня им. И. Н. Геер (1892-1899) также, несмотря на выразительную пластику фасадов, еще целиком оказалась во власти традиционного языка эклектических форм. Перестройка особняка Т. и Коробкова (1894-1896, совместно с С. С. Шуцманом) на Пятницкой улице композиционно ближе модерну, хотя и сохранило облик эклектического сооружения. Доходный дом наследниц Хлудовых (1894-1896) - одно из известнейших произведений московской архитектуры конца XIX в. - уже активно развивало черты нового стиля лишь в деталях сохраняя налет эклектики.

Неразрывную связь архитектурных построек Кекушева с эстетикой символизма удачно иллюстрирует усадебный дом М. С. Грачева в Ховрино (Грачевке) (1898-1900).

Прочитываемая в усадьбе Грачевка калейдоскопичность, разноплановость образов - своеобразное выражение сопричастности человека эпохи символизма всем культурам мира.

Этот импульс прочитывался и в первом целостном произведении московского модерна - собственном особняке Кекушева (1898-1899) в Глазовском переулке (сразу после постройки проданном О. Листу), где налицо были мотивы романского зодчества. Они проявили себя в растительной орнаментике, своеобразной трактовке редких ордерных элементов и каменного цоколя.

Разрабатывая "романизированный" вариант модерна, Кекушев обращался к проектированию функционально различных сооружений. Среди его построек рубежа веков станция Московско - Брестской железной дороги "Одинцово" (1898-1899), перестройка особняка И. И. Некрасова (1899) на Гоголевском бульваре, особняк М. С. Саарбекова (1899-1900, при участии С.С. Шуцмана) на Поварской улице, Никольские (Иверские) торговые ряды (1899- 1900, при участии С. С. Шуцмана), особняк А. И. Кекушевой, (1900-1903) на Остоженке и т.д.

Перечисленные сооружения, отмеченные ярким индивидуальным авторским почерком, показывают, что на рубеже веков Кекушев заявил себя не только в качестве родоначальника московского варианта нового стиля, но и его наиболее последовательного и художественно одарЕнного последователя. Действительно, автор первой постройки в стиле модерн в Москве, оказался верен стилю на протяжении 1900-1910-х гг.

Имя Кекушева неотъемлемо от истории строительства гостиницы "Метрополь" - ключевого произведения московского модерна.

В 1898-1900 гг. он был назначен главным архитектором Северного Домостроительного Общества, которое возводило гостиницу "Метрополь", и главным архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования, намечавшего в тот период развернуть в Москве строительство фешенебельных особняков в новом стиле.

Особняк В. Д. Носова (1903) на Электрозаводской улице, возведенный в стиле загородных дач с обширными террасами, фигурными козырьками и фигурными резными обрамлениями, явился редким примером использования декоративных приемов франко-бельгийского Ар Нуво в деревянном сооружении. Стилистически близки ему и другие деревянные произведения Кекушева - дачи В.А. Лыжина в Ивантеевке и И.И. Некрасова в имении "Райки", а также служебные постройки, в том числе конюшня, в имении Н.П. Малютина.

Особняк И. А. Миндовского (1903) на Поварской улице - одна из лучших построек московского модерна - также демонстрирует интерпретацию франко-бельгийских мотивов, но уже в более привычном материале - камне, металле и т.д.

К числу специфических приемов зодчего относится щедрое использование скульптурной декорации - настенных рельефов и круглых скульптур.

Как незаурядный мастер интерьера Кекушев заявил себя не только в целостных ансамблях возведенных им особняков, но и в оформлении интерьеров уже существующих зданий. Он отделал несколько интерьеров и устроил вход со стороны Арбата в ресторане "Прага" (1906), а также сделал мастерское оформление залов в особняке И. А. Морозова на Пречистенке (1905-1908), где полностью подчинил свою индивидуальность задуманной в них владельцем экспозиции. В частности, он великолепно оформил зал для живописных панно М. Дени на античные сюжеты - лучшем ансамбле произведений художника.

Исчезновение модерна из архитектурной практики Москвы конца 1900-1910-х годов повлияло на сокращение профессиональной деятельности Кекушева, обладавшего ярко индивидуальным архитектурным почерком в этом стиле.

Последние годы жизни Кекушева были омрачены болезнью, повлиявшей на постепенный отход его от профессиональной деятельности.

Московский модерн http://cinemamir.com/forum/topic_204

Каменный сад русского модерна

December 7th, 2017

В течение всего 2017 года часто упоминалось имя архитектора Льва Николаевича Кекушева, ведь в этом году исполнилось 155 лет со дня его рождения. В Москве сосредоточены многие великолепные здания, построенные Кекушевым, - это и особняки, и доходные дома, и общественные здания. Год плавно движется к своему завершению, и сейчас уже можно посмотреть, что было сделано и что делается для сохранения наследия зодчего. Самое важное, что к юбилею приурочили реставрацию четырёх его шедевров - особняка Миндовского на Поварской, дома самого архитектора на Остоженке, Никольских торговых рядов и доходного дома Быкова.

Лев Николаевич Кекушев родился 19 февраля 1862 года, предположительно в Вильно. Отец его был офицером, что известно из воспоминаний его сына. Известно также, что он учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, затем переехал в Москву. Довольно быстро Лев Кекушев приобрёл известность и крупные заказы. У него даже появился свой фирменный знак - статуя или барельеф льва.

В 1893 году Кекушев основал собственную архитектурную фирму и с этого времени начал работать самостоятельно. В 1893-1898 годах состоял московским участковым архитектором. В августе 1898 года был уволен со службы согласно поданному прошению. С 1899 года Кекушев возглавлял архитектурную контору Московского торгово-строительного акционерного общества, по заказам которого возвёл ряд особняков и доходных домов в Москве и Тамбове. В 1899 году Кекушев выиграл конкурс на проект гостиницы "Метрополь". Впоследствии проекты Кекушева, Валькота и других победителей конкурса были соединены в один, а потом еще раз изменены, когда родилась идея разместить на фасаде "принцессу Грезу".

Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет (1898-1899) преподавал в Императорском Московском Техническом училище, с этого же времени и вплоть до 1901 года вёл занятия в Строгановском училище. В 1901-1904 годах преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения. В 1890-е годы совместно с И. А. Ивановым-Шицем проектировал инфраструктуру Вологодско-Архангельской (Ярославской) железной дороги, впоследствии расширил здание Ярославского вокзала.
Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в основном пришёлся на 1900-1903 годы. Кекушев построил такие разные здания, как Иверские торговые ряды на Никольской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в Царицыне, особняк И. А. Миндовского на Поварской. Длительное время помощником Кекушева работал архитектор С.С. Шуцман. После революции 1905 года общественное мнение повернулось в сторону неоклассики, но Кекушев не изменил своему стилю. Рубежом, после которого имя Кекушева перестало упоминаться в профессиональной печати, стал 1912 год; этим же временем датированы последние проекты зодчего. Достоверных сведений о дате, месте и обстоятельствах смерти знаменитого архитектора нет. Согласно воспоминаниям сына, Николая, на момент его поступления в 1912 году в кадетский корпус, отца уже не было в живых. Дочь Кекушева указывает датой смерти 1917 год.
Давайте ещё раз посмотрим на 16 самых известных зданий Льва Николаевича Кекушева в Москве .

1. Первой самостоятельной работой Кекушева в Москве стал, возможно, небольшой особняк А.И. Обуховой в Малом Козловском переулке. Уже в этой постройке заметны некоторые характерные черты творческого почерка зодчего.


Особняк А. И. Обуховой, Малый Козловский переулок, 4. 1891

2. Первым по времени произведением московского модерна и одним из первых сооружений в этом стиле в России считается особняк в Глазовском переулке, 8. Известно, что особняк Кекушев строил для себя, но Адольф Лист, зять и кузен промышленника Г.И. Листа, восхищённый постройкой, предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться.


Особняк О. А. Листа, Глазовский переулок,8. 1898-1899

Крупная каменная кладка цоколя, индивидуальный рисунок рам каждого окна, арочные ниши, утрированная угловая колонка - эти характерные "кекушевские" приёмы были впервые применены архитектором при постройке этого особняка.

3. Жилой дом на Поварской улице известен как второе по времени произведение модерна в Москве. Сейчас имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.


Особняк М.С. Саарбекова, Поварская улица, 24. 1899-1900 . Фото NVO

4. Особняк Т.И. Коробкова на Пятницкой улице Лев Кекушев перестраивал в 1899-1900 годах. Асимметричное здание, имеющее чешуйчатый купол и выразительный скульптурный декор, образующий козырёк над входом, в 2015 году отреставрировано и является объектом культурного наследия федерального значения. В ходе реставрации зданию вернули его первоначальный цвет - лиловый.


Особняк Коробковой, Пятницкая, 33-35. 1899-1900 . Фото: Юрий Потехин

5. Проект Ново-Никольских торговых рядов выполнен архитектором Л.Н. Кекушевым по заказу Петербургского общества страхования, для посетителей ряды были открыты в 1903 году после завершения отделки интерьеров. Центральный купол здания гармонично сочетался с башней колокольни расположенного рядом Заиконоспасского монастыря. Фасады строения имели огромные окна с дубовыми рамами, маленькие колонны, обрамляющие окна третьего этажа, изящный лепной декор в виде маскарон.


Ново-Никольские (Иверские) торговые ряды, Никольская улица 5/1, Москва. 1899-1900

В настоящее время архитектурный памятник принадлежит Государственному историческому музею, идёт реставрация Никольских рядов.

6. Уже после публикации первых проектов гостиницы "Метрополь", появилось множество заказчиков домов в модном стиле того времени. В городе строились здания, ориентированные на декоративность и живописность. В их числе - четырехэтажный доходный дом Бочаровых по проекту Кекушева.


Доходный дом Бочаровых, Гоголевский бульвар, 21. 1902

Несмотря на позднейшие пристройки, фасад дома сохранился до наших дней почти без изменений. Скульптур сов несут выступы эркеров на своих крыльях.

7. Реконструкция ресторана Прага была завершена Кекушевым в 1902 году. На этой фотографии - здание после этой реконструкции.


Арбат, 2. 1902

Впоследствии здание еще трижды перестраивалось. Более привычный для нас облик ресторан получил в 1914 году, когда был надстроен по проекту Адольфа Эрихсона, тогда и появилась колоннада на крыше. Так "Прага" выглядит сегодня.

8. В истории Москвы был короткий период, когда в центре стали строить небольшие комфортабельные виллы-усадьбы. Такой особняк был построен в 1903 году по проекту Л.Н. Кекушева. Принадлежал он старообрядческому купеческому роду Носовых.


Особняк Носова, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1. 1903 . Фото: Маргарита Федина

Процесс возрождения этого памятника истории и культуры начался в начале 90-х годов прошлого столетия по инициативе Российской государственной юношеской библиотеки и на средства Министерства культуры Российской Федерации.


Фото: Маргарита Федина

9. На Остоженке три рядом стоящих дома связаны с именем Льва Кекушева - №№ 17, 19, 21. Наиболее известен, как адрес архитектора Кекушева, - дом по Остоженке, 21.


Остоженка, 17, 19, 21. 1901-1903

До сих пор за более чем вековую историю в здании были лишь ремонты. Сейчас дом находится на реставрации, реставраторы обещают вернуть особняку первоначальный вид, в том числе водрузить на место отличительный знак Льва Кекушева - бронзового льва на фронтоне.

И вот, в комментариях мне уже сообщили, что льва только что установили!


ФОТО: ГлавУпДК при МИД России

10. Дом №17 построен в 1901 году совместно с архитектором С.С. Шуцманом. Фасад здания довольно скромный, но благородный, имеются и характерные кекушевские черты.

11. Следующий дом №19, построен в 1902 году. Первый этаж арендовал Грязнов для чайного магазина, два верхних этажа сдавались внаём.

12. Дом № 42 на Поварской изначально выглядел не так, как сейчас. Угловую башню венчал единственный в Москве четырехгранный купол с глубоким карнизом, покрытый листовой медью. По периметру он был окружен широкой площадкой. При перестройке купол был утрачен, и теперь его можно увидеть только на старых фотографиях. Необычной была и отделка фасадов, построенная на контрасте серого гранитного цоколя и светлой облицовочной плитки стен.


Особняк М. Г. Понизовского, Поварская, 42. 1902

В 1914-1915 годах осуществлена полная классическая переработка фасадов. В результате перестроек здание лишилось почти всех примет стиля модерн, сохранив от замысла Л.Н. Кекушева лишь ступенчатую объёмно-пространственную композицию.

13. Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке был построен Московским торгово-строительным акционерным обществом по проекту Л.Н. Кекушева в 1904-1906 годах.


Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, 28. 1904-1906

Центральная часть здания выделена небольшим заглублением фасада, четырьмя парными балконами, окружёнными кованными решётками.

14. Особняк Миндовского построен по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества с целью его дальнейшей перепродажи.

Дом возведён во франко-бельгийской интерпретации стиля модерн. Со стороны Скарятинского переулка фасад дома с ровным ритмом окон имеет по бокам два эркера.

15. Этот четырёхэтажный особняк в центре Москвы появился в 1909 году по проекту Льва Кекушева. Изначально это был доходный дом, на первом этаже которого располагались магазины. Для своего времени технология его строительства считалась передовой - были использованы железобетонные перекрытия и металлические опоры, хорошо сохранившиеся по сей день. Здание отличали сложные фигурные оконные переплеты с уникальными дутыми стеклами, которые за счет игры света напоминали с улицы витражи. Также фасад украшали своеобразные волны (элементы декора плавно переходили в основные линии) и творческий автограф Льва Кекушева - лепная львиная маска, какую мастер оставлял практически на всех своих проектах.


2-я Брестская улица, дом 19/18. 1909 . Фото: oldmos.ru . Фотограф: Дмитрий Лубовский

Комплексная реставрация доходного дома Быкова началась в 2013 году, когда здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время практически завершена реставрация фасадов, начинается восстановление внутренних помещений. Планируется, что все уцелевшие детали интерьера соберут вместе в одной-двух комнатах на втором этаже. После реставрации дом будет жилым. Во всей своей красоте дом, как обещают московские власти, должен предстать в 2019 году.


Фото: Агентство городских новостей "Москва"

16. Ресторан Эльдорадо построен в 1908 году архитектором Н.Д. Поликарповым по проекту, разработанному Л.Н. Кекушевым. Строительство ресторана "Эльдорадо" могло стать одним из крупных проектов Кекушева.


Бывший ресторан Эльдорадо, Красноармейская улица, 1. 1908

Первоначальный авторский замысел, осуществлённый другим зодчим со значительными изменениями, сейчас читается в сложном и оригинальном пространственном решении. По-видимому, Кекушев не смог закончить этот проект, так как с середины 1900-х годов уже отошёл от активной творческой деятельности, а примерно с 1912 года полностью её прекратил.

P.S. В 1930 году, прогуливаясь по улицам Москвы, Луи Арагон заметил: "Путь мой, который я, всегда пешком, проделывал по Арбату, проходил мимо множества зданий, которые могли соперничать с постройками Парижа, Барселоны или Брюсселя. Их прихотливый декор принадлежал исканиям тридцатилетней давности…"

Просмотров