Налог на имущество физ лиц налоговый период. По какой ставке рассчитывать налог на имущество физических лиц. Классификация имущественных налогов физических лиц

ГОРОДА МОСКВЫ

О налоге на имущество физических лиц


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 06.10.2016) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2017);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2018) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.11.2019).
____________________________________________________________________


Настоящим Законом в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, и налоговые льготы.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30

Статья 1. Налоговые ставки

Ставки налога на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливаются в отношении:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

1) жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45 ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2019 года Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года N 29 .

Кадастровая стоимость объекта налогообложения

Ставка налога

До 10 млн. рублей (включительно)

0,1 процента

Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)

0,15 процента

Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)

0,2 процента

Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно)

0,3 процента

2) гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в зданиях, включенных в перечень, определяемый в соответствии с , объектов, предусмотренных абзацем вторым , а также объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - в размере 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

3) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, - в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;

4) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации , а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации , в следующих размерах:

а) 1,2 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2015 году;

б) 1,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2016 году;

в) 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2017 году;

г) 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2018 году и последующие налоговые периоды;
(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

4.1) объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - в размере 2,0 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения;
(Пункт 4.1 дополнительно включен с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30

5) прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Статья 1.1. Налоговые льготы

1. Часть утратила силу с 1 января 2019 года - ..

2. Часть утратила силу с 1 января 2019 года - Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 ..

3. Часть утратила силу с 1 января 2019 года - Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 ..

4. Налогоплательщики в отношении одного нежилого помещения, расположенного в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации , уплачивают налог в размере, определяемом в соответствии с порядком, установленным частью 7 настоящей статьи, при условии, что указанное нежилое помещение одновременно удовлетворяет следующим условиям:

1) нежилое помещение включено в реестр апартаментов или расположено в здании, включенном в указанный реестр. Реестр апартаментов и порядок его формирования утверждаются Правительством Москвы;

2) площадь нежилого помещения не превышает 300 квадратных метров;

3) кадастровая стоимость одного квадратного метра нежилого помещения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, составляет не менее 100000 рублей;

4) нежилое помещение не является местом нахождения организации;

5) нежилое помещение не используется налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

5. Здание подлежит включению в реестр апартаментов на основании сведений о наличии в здании апартаментов согласно документам, оформляемым в связи со строительством или вводом в эксплуатацию здания. Перечень таких документов устанавливается Правительством Москвы.

6. Нежилые помещения, расположенные в зданиях, не включенных в реестр апартаментов, подлежат включению в указанный реестр в случае, если они признаны фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц. Порядок признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц устанавливается Правительством Москвы.
____________________________________________________________________
Часть 6 настоящей статьи вступает в силу со дня вступления в силу порядка признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц, утвержденного Правительством Москвы, но не ранее 1 января 2017 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
____________________________________________________________________

7. Сумма налога, исчисленная налогоплательщику в соответствии со в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, уменьшается на сумму, определяемую по формуле:

Л = Н*К1*К2,

где Л - сумма льготы, на которую уменьшается исчисленная налогоплательщику сумма налога;

Н - сумма налога, исчисленного налогоплательщику в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи;

К1 - коэффициент, равный отношению 150 к площади нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи. В случае если площадь нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, составляет менее 150 квадратных метров, коэффициент К1 принимается равным 1;

К2 - коэффициент, равный:

0,58 применительно к расчету налога за 2015 год;

0,62 применительно к расчету налога за 2016 год;

0,64 применительно к расчету налога за 2017 год;

0,67 применительно к расчету налога за 2018 год и последующие налоговые периоды.

8. Налоговая льгота, предусмотренная частью 4 настоящей статьи, предоставляется в отношении одного нежилого помещения с максимальной исчисленной суммой налога.

9. Для предоставления налоговой льготы, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, не требуется заявление налогоплательщика.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 .
(Статья дополнительно включена 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года)

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" ;

2) Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года N 15 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" ;

Мэр Москвы
С.С.Собянин



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Кто устанавливает ставки

Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются местным законодательством (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Например, в Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом г. Москвы от 19 ноября 2014 г. № 51.

Ограничения по ставкам

Местные власти и власти городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливают размер ставок исходя из ограничений по размерам, которые прописаны в Налоговом кодексе РФ.

Максимальные размеры ставок зависят от того, как считают налог: исходя из или стоимости имущества. Кроме того, местные власти могут ставки.

Это следует из положений статьи 406 Налогового кодекса РФ.

Ограничения по размерам ставок приведены в таблицах ниже.

Налоговая база – кадастровая стоимость

Вид имущества

Размер ставки

– Жилые дома (в т. ч. недостроенные), жилые помещения;

– единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

– гаражи и машино-места;

– хозяйственные строения или сооружения (площадью до 50 кв. м каждого объекта) на участках, предоставленных для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

До 0,1 процента (включительно).

При этом ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в три раза (п. 3 ст. 406 НК РФ)

– Недвижимость, которая включена в утвержденный перечень;

– недвижимость, которую еще не успели включить в утвержденный перечень, но которая образована, в частности, путем раздела объектов, включенных в этот перечень;

– недвижимость, кадастровая стоимость которой более 300 млн. руб.

До 2 процентов (включительно)

Остальное имущество

До 0,5 процента (включительно)

Это установлено пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база – инвентаризационная стоимость

Это установлено пунктом 4 статьи 406 Налогового кодекса РФ.

Суммарную инвентаризационную стоимость имущества определяют путем сложения инвентаризационных стоимостей всех объектов налогообложения (домов, квартир, машино-мест и др.), которые расположены на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

По имуществу, которое находится в общедолевой или совместной собственности, суммарную инвентаризационную стоимость определяют с учетом доли или количества собственников соответственно. То есть в расчет войдет не стоимость объекта в целом, а стоимость части объекта, которая принадлежит собственнику.

Коэффициент-дефлятор применяется начиная с расчета налога за 2015 год (письмо Минэкономразвития России от 13 января 2014 г. № 120-СБ/Д13и). То есть впервые налог, рассчитанный исходя из проиндексированной инвентаризационной стоимости, будет отражен в налоговых уведомлениях, которые инспекции разошлют в 2016 году. Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 12 февраля 2014 г. № БС-4-11/2252.

Дифференцирование ставок

Местные власти (власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут дифференцировать любые ставки, установленные федеральным законодательством, в зависимости от:

  • стоимости имущества;
  • (жилой дом, гараж и др.);
  • типа использования имущества (например, жилое или нежилое, для хозяйственных или коммерческих нужд);
  • местонахождения имущества;
  • вида территориальной зоны, в границах которых расположено имущество.

Пример, как определить ставку налога на имущество физических лиц по суммарной инвентаризационной стоимости. Ставка дифференцирована в зависимости от вида имущества

А.С. Глебова является собственником четырех квартир и гаража в одном городе.

В данном регионе до сих пор не введен новый порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости имущества. Поэтому налог за 2015 год инспекция рассчитает по инвентаризационной стоимости имущества.

Инвентаризационная стоимость квартир равна:

  • 250 000 руб.;
  • 350 000 руб.;
  • 380 000 руб.;
  • 700 000 руб.

Инвентаризационная стоимость гаража равна 100 000 руб.

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества, умноженная на коэффициент-дефлятор 2015 года, составляет 2 041 660 руб. (250 000 руб. × 1,147 + 350 000 руб. × 1,147 + 380 000 руб. × 1,147 + 700 000 руб. × 1,147 + 100 000 руб. × 1,147).

Ставки налога на имущество в данном регионе дифференцированы так:

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества, умноженная на коэффициент-дефлятор

Размер ставки

До 300 000 руб. (включительно):
– квартиры;
– иные объекты

0,1 процента
0 процентов

Свыше 300 000 до 500 000 руб. (включительно):
– квартиры;
– иные объекты

0,3 процента
0,2 процента

Свыше 500 000 руб.:
– квартиры;
– иные объекты

2 процента
1 процент

Так как суммарная инвентаризационная стоимость имущества, умноженная на коэффициент-дефлятор 2015 года, превышает 500 000 руб., то применяем следующие ставки:

  • 2 процента – для каждой квартиры;
  • 1 процент – для гаража.

Сумма налога за 2015 год, которая должна быть указана в налоговом уведомлении, которое получит Глебова в 2016 году, равна:

39 686 руб. (250 000 руб. × 1,147 × 2% + 350 000 руб. × 1,147 × 2% + 380 000 руб. × 1,147 × 2% + 700 000 руб. × 1,147 × 2% + 100 000 руб. × 1,147 × 1%).

Что делать, если местные власти (власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не установили ставки

Суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, до 500 000 руб. (включительно)

0,1 процента

Суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, более 500 000 руб.

0,3 процента

Это следует из положений пункта 6 статьи 406 Налогового кодекса РФ.

Дата публикации: 07.08.2015 14:05 (архив)

В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц» с 01.01.2015 на территории г. Москвы введен новый порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости, и другую информацию, в том числе о кадастровом номере объекта недвижимости, можно узнать по запросу в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а также на их официальном сайте , используя сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме оnline» раздела «Электронные услуги и сервисы».

Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости также размещена на указанном сайте Росреестра (Главная/Физическим лицам/Полезная информация/Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости).

Объекты налогообложения и применяемые к ним ставки налога

  • жилые дома, жилые помещения, единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства – применяются ставки, в следующих размерах:
  • гаражи и машино-места – 0,1 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, - 0,3 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • прочие объекты – 0,5 % кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (пункт 3 статьи 401 Кодекса).

Вычеты, применяемые при определении налоговой базы

Налоговая база определяется в отношении каждого жилого объекта недвижимости за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от его вида.

Для снижения налоговой нагрузки на граждан предусмотрен особый порядок расчета на переходный 4-х летний период:

  • если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости превысит сумму налога, рассчитанную за последний налоговый период исходя из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитываться по специальной формуле, предусматривающей плавное увеличение налога в течение 4-х лет на коэффициент 0,2 (пример № 1);
  • если сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости, будет меньше суммы налога, исчисленной из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитан налогоплательщику в полном объеме исходя из кадастровой стоимости (пример № 2).

Исходные данные

Пример № 1 (квартира)

Пример № 2 (квартира)

Кадастровая стоимость, руб.

Ставка налога

Площадь объекта, м2

Сумма налога за 2014 год, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, руб.

(13 005 917,10/101,8 х 20 м2)

(8 279 499,38/58,9 х 20 м2)

Налоговая база, руб.

(13005917,10 - 2 555 190,00)

(8279499,38 - 2 811 375,00)

Сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости

(10 450 727,10 х 0, 15%)

(5 468 124,38 х 0,1%)

Сумма налога к уплате за 2015 год, руб.

((15 676 – 9 840) х 0,2 + 9 840))

Расчет налога при изменении в течение года права собственности на объекты

Расчет налога производится с применением коэффициента, определяемого как отношение полных месяцев, в течение которых объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15 числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15 числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.

На сайте ФНС России в разделе «Налог на имущество физических лиц 2016» можно ознакомиться с информацией об особенностях нового порядка налогообложения имущества физических лиц, а также рассчитать самостоятельно предполагаемую к уплате в 2016 году сумму налога на имущество физических лиц за 2015 год, используя сервис «Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости».


В 2015 году физические лица, в собственности которых находится недвижимость (строения, сооружения, здания, квартиры), обязаны оплачивать налог на имущество. Обложению подлежат также доли в праве собственности на такие объекты.

Что нужно знать о налоге на имущество физлиц

до 1 ноября 0,01 — 2%

Порядок исчисления налога на имущество

Основой для исчисления сумм налога является инвентаризационная стоимость недвижимости. В качестве показателя берется суммарная стоимость всего имущества, которое находится в собственности налогоплательщика:

  • до 0,01% — до 300 000 рублей;
  • от 0,1% до 0,3 % — более 300 000, но менее 500 000 рублей;
  • от 0,3% до 2% — свыше 500 000 рублей.

Не уплачивают налоги льготные категории лиц: Герои СССР и России, граждане, получившие орден Славы 3 степени, инвалиды, в том числе с детства 1-2 степени, участники военных действий, а также прочие налогоплательщики, указанные в частях 1,2 статьи 4 ФЗ-2003-1. Дополнительные льготы вправе устанавливать местные власти.

Расчет осуществляется налоговыми органами на основе данных, представленных службами технической инвентаризации. Налогоплательщик имеет право уменьшить размер платежа, предъявив в ИФНС РФ документы, свидетельствующие о снижении расчетной стоимости объекта. Подтверждать право на льготу физическое лицо обязано самостоятельно. В случае необходимости гражданин может потребовать перерасчета с учетом предоставленных ему прав, но не более чем за три года.

Новый порядок начисления имущественного налога с 2015-2016 года

Начиная с 1 января 2015 года размер ежегодного налога на имущество для физических лиц исчисляется на основании кадастровой оценки, а не инвентаризационной ценности. Сумму к уплате расчитывает непосредственно налоговая инспекция и присылает в уведомлении для оплаты.

Для физических лиц под такие правила попадают следующие объекты недвижимости:

  • квартиры
  • личные дома
  • машиноместа
  • гаражи
  • строящиеся объекты
  • иные типы имущества указанные в статье 401 НК РФ

Налог уплачивается с инвентаризационной стоимости в случае отсутствия кадастровой оценки.

Как самостоятельно рассчитать налог на имущество физического лица

Для самостоятельной оценки размера налога необходимо знать параметры помещения, его кадастровую стоимость, ставки налогов и правила его расчёта. Используя следующий алгаритм вы сможете без проблем справиться с данной задачей.

1. Перейдите на сайт Росреестр и найдите на карте или с помощью поиска необходимый объект недвижимости.

2. Определите его кадастровую стоимость и площадь по данным Росреестра

3. Если вы рассчитываете налог на имущество для жилой недвижимости (дом, квартира, комната), то примените соответствующий вычет:

Пример: вы определили стоимость своей квартиры по Росреестру в 8 488 856 рублей, при площади 48,7 кв.м. Значит стоимость одного метра жилья по кадастровой оценке равняется:

8 488 856 / 47,7 = 174 309 рублей/м 2 .

Определяем налогооблагаемую базу, используя вычет для квартир (20 метров):

8 488 856 — (174 309 * 20) = 5 002 672 рублей.

Полученная цифра является базой с которой платится налог.

5. Определяем ставку налога, в соответствии с которой нам следует провести дальнейший расчёт.

Пример:

После расчёта у нас получилась налогооблагаемая база в 5 002 672 рублей, для неё считаем налог:

5 002 672 * 0,001 = 5002 рубля.

Применение понижающего коэффициента

Полный переход на кадастровую оценку при расчёте налога на имущество планируется к 2020 году. На данный момент правительством установлены понижающие коэффициенты на налог, действующие с 2015 по 2018 годы.

Как он работает?

Если расчёт налога по кадастровой стоимости больше расчёта по инвентаризационной, то сумма к оплате определяется по формуле:

Н им = (Н к — Н и) * К п + Н и

Н им — налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате

Н к — налог по кадастровой стоимости

Н и — налог по инвентаризационной стоимости

К п — понижающий коэффициент (в 2015 году равен 0,2, в 2016 — 0,4 , в 2017 — 0,6, в 2018 — 0,8)

Пример:

Мы получили Н к = 5002, Н и = 2800, а значит в 2015 году размер налога будет равен:

(5002 — 2800) * 0,2 + 2 800 = 3240,4

Особенности уплаты

Вносить всю сумму исчисленного налога гражданин обязан один раз в год. При наличии долевой собственности на объект обложения, потребуется внести лишь часть налога. Несколько лет назад инспекции направляли квитанции для оплаты простыми почтовыми отправлениями по адресу регистрации граждан. Однако с появлением официального интернет-ресурса такая обязанность исчезла.

Налогоплательщики должны самостоятельно получать квитанции, а затем вносить средства в бюджет. Оплата производится любым не запрещенным законом способом в денежной форме (обращение в расчетно-кассовый центр, перечисление с расчетного счета) до 1 ноября года, следующего за отчётным.

Налоги на недвижимость являются выплатами обязательного характера, которые должен осуществлять каждый, кто имеет в собственности имущество. При этом лицо должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к плательщику. Таковыми являются: достижение совершеннолетия, отсутствие ограничений в дееспособности, наличие имущества. При этом оплата производится за сам факт владения собственностью, даже если человек ей фактически не пользуется.

Для реализации такого права необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения имущества с заявлением и приложить к нему документы, которые подтверждают обоснованность обращения.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы такого характера, является Налоговый кодекс РФ. В нем содержится информация об объектах и субъектах таких выплат. Иными словами, НК РФ определил, кто должен выплачивать налоги и в отношении каких видов имущества. Также указанный нормативный акт определил категории лиц, которые могут воспользоваться льготами, а также порядок, когда возможна неоплата налога на недвижимость.

Налоговые обязательства

Они касаются всех собственников имущества и выражаются в том, что каждый владелец обязан выплатить определенную сумму за отчетный период. Таковым является календарный год. Деньги должны быть выплачены не позднее первого декабря периода, который следует за отчетным. Оплачиваются средства в ИФНС, через банк или интернет.

Обязательства указанного характера возникают с момента получения в собственность имущества. Действующим законодательством определены случаи, когда указанная обязанность утрачивается. К ним отнесены: уплата налога, смерть физического лица, ликвидация юридического.

Последствия неисполнения

Поскольку уплата налогов является обязанностью большинства собственников имуществ, за его неисполнение законодательством предусмотрена ответственность. Меры воздействия зависят от вида нарушения. Например, за несвоевременное представление декларации виновное лицо заплатит штраф в размере пяти процентов от суммы налога за каждый месяц просрочки, в том числе и неполный. Указанная санкция не может быть меньше тысячи рублей и больше тридцати процентов от общего размера платежа. Несоблюдение порядка предоставления декларации повлечет за собой наложение штрафа в размере двухсот рублей. Частичная или полная неоплата грозит виновному выплатой от двадцати до сорока процентов от суммы налога.

За нарушение обязательств такого характера к виновному лицу могут быть применены меры воздействия административного и уголовного характера, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Объекты налогообложения

Согласно статье 401 НК РФ, в качестве объектов налогообложения выступают:

  1. Жилые дома. Сюда относятся также постройки, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
  2. Квартиры и комнаты.
  3. Место для автотранспорта и гараж.
  4. Единый недвижимый комплекс.
  5. Объект, незавершенный строительством.
  6. Помещения, сооружения и здания технического назначения.

Собственники указанного имущества должны выплачивать налог. Следует отметить, что имущество, которое входит в состав общего в многоквартирном доме, налогом не облагается.

Право на льготы

Право на льготы представляет собой возможность человека платить такие средства в меньших размерах или не вносить их вовсе. Оно возникает с момента обретения лицом статуса, определенного законом. Следует отметить, что одного только факта недостаточно. Требуются подтверждающие сведения и данные. Таковыми являются документы, выданные уполномоченными официальными инстанциями. Допускается использовать и заверенные копии.

Категории льготников

К ним отнесены:

  1. Герои СССР и РФ.
  2. Инвалиды первой и второй группы, а также являющиеся таковыми с детства и неполноценные малыши.
  3. Участники гражданской и Великой Отечественной войны. Сюда также входят лица, принимавшие участие других боевых действий по защите СССР. К указанным категориям отнесены не только военнослужащие, но также партизаны и ветераны.
  4. Гражданский персонал Советской армии, ВМФ, ОВД и КГБ, входившие в состав частей и соединений в период ВОВ.
  5. Лица, имеющие льготы в связи с защитой граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС, ПО «Маяк», сброса таких отходов и испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.
  6. Военнослужащие, которые были уволены по состоянию здоровья или в связи с изменением штата, при условии, что продолжительность их службы составляет не менее двадцати фактических лет.
  7. Члены семьи лица, исполнявшего обязанности по воинской службе, потерявшие кормильца.
  8. Пенсионеры по возрасту.
  9. Проходившие службу в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.
  10. Ставшие инвалидами из-за перенесенной лучевой болезни в результате испытаний, учений и других работ с ядерным оружием и установками.
  11. Родители и супруги военных или государственных служащих, которые погибли при исполнении обязанностей.
  12. Лица, осуществляющие творческую деятельность, при условии, что помещение используется для указанных целей. Это правило касается и жилья, в случае организации в нем музея, библиотеки или галереи, на период проведения таких мероприятий.
  13. Лица, владеющие постройками, площадь каждой из которых не более пятидесяти квадратных метров, при условии, что они располагаются на территориях, предоставленных для ведения подсобного или дачного хозяйства, огородничества, садоводства либо индивидуального жилищного строительства.

Льготы распространяются на одну единицу недвижимости каждого вида, по выбору владельца. Её размер равен сумме обязательной выплаты в отношении объекта, которых является собственностью плательщика и не используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Льготы, по своему характеру могут быть федеральными и региональными. В первом случае они устанавливаются на уровне высших органов власти, во втором – решением администрации регионов и субъектов РФ. При этом последний вариант не является обязательным. То есть местные органы власти вправе устанавливать льготы отдельным категориям плательщиков, исходя из особенностей экономической ситуации региона и имеющихся финансовых возможностей.

Условия получения

Условием получения льгот по налоговым выплатам является документальное подтверждение лицом своего статуса, а также соответствие определенным требованиям. В последнем случае человек должен быть плательщиком налогов, то есть достигнуть совершеннолетия, иметь в своем распоряжении собственность, а также обладать полной дееспособностью.

Порядок предоставления

Чтобы получить льготу, заинтересованное лицо должно выполнить последовательно несколько обязательных действий. Для начала необходимо оформить заявление. Затем потребуется приложить к нему все собранные документы. В завершении все данные необходимо будет передать в ИФНС по месту регистрации в качестве плательщика или нахождения недвижимости.

Составление заявления

Для оформления заявления можно использовать обычную офисную бумагу. Хотя некоторые налоговые органы предоставляют заинтересованным лицам уже готовые типографские бланки.

В тексте должна быть указана информация следующего содержания:

  1. Наименование налогового органа. Здесь же указывается его код.
  2. Вид и целевое назначение недвижимости. Например, жилой дом или гараж. Также указываются характеристики объекта – место расположения, общая площадь, этажность.
  3. Сведения о заинтересованном лице – фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания, номер плательщика, данные паспорта, телефон для контактов.
  4. Характер льготы. В данном случае это будет снижение выплат или их полное исключение.
  5. Основания, подтверждающие право на недвижимость. Это может быть свидетельство, выданное нотариусом, выписка из ЕГРП, договор купли-продажи, мены, дарения.
  6. Документальное подтверждение статуса инициатора, дающее право на льготу.
  7. Временной период её предоставления.
  8. Перечень прилагаемых документов.
  9. Дата обращения и подпись инициатора.
  10. Номер регистрации заявления.
  11. Сведения о должностном лице, которое принимало обращение.

В случае участия в процедуре законного представителя, необходимо будет указать номер и дату доверенности, с указанием круга его полномочий. После это заявление и все документы нужно будет передать в налоговую.

Обращение в ИФНС

Передача информации в ИФНС является безусловной обязанностью инициатора, то есть документы направляет претендент на льготы. Для этого законом предусмотрено несколько способов.

К ним, в частности, отнесены:

  1. Личное обращение. Такой вариант имеет некоторые плюсы для плательщика. Прежде всего, человек может оформить заявление непосредственно в налоговой инспекции и сразу устранить допущенные неточности. Затем инициатор может убедиться, что его заявление было зарегистрировано и принято к исполнению. В завершении человек будет иметь возможность получить консультацию по любым вопросам, касающимся уплаты налогов и получения льгот. В таком же порядке в ИФНС обращается законный представитель заинтересованного лица.
  2. Почтовая пересылка. В этом случае инициатор утрачивает возможность получить какие-либо разъяснения, устранить ошибки сразу и должен будет оформить обращение самостоятельно. Такой вариант используется в случаях, когда человек проживает далеко от налогового органа и не может прийти самостоятельно. В данном случае документы лучше всего направлять заказной корреспонденцией с уведомлением о доставки получателю.
  3. Обращение в МФЦ. Данный вариант самый оптимальный для плательщика. В таком случае ему не нужно будет выполнять каких-либо действий самостоятельно. Достаточно представить в центр имеющиеся на руках данные. Специалисты МФЦ окажут помощь в составлении заявления, укажут на отсутствие необходимых сведений и впоследствии направят документы по назначению.
  4. Пересылка по интернету. Для реализации такого способа потребуется зарегистрироваться на сайте налогового органа, создать свой кабинет и подтвердить учетную запись. Это позволит получить доступ ко всем возможностям ресурса. Далее необходимо заполнить специальную электронную форму заявления и перевести все документы в цифровой формат. О выполнении операции человек получит уведомление в свой кабинет.

Любой из указанных способов плательщик выбирает по личному усмотрению. После получения всех данных налоговым органом будет принято решение. По своему характеру оно может быть как положительным, так и отрицательным. В любом случае заинтересованному лицу будет направлен ответ.

Требуемые документы

Необходимо представить:

  1. Паспорт инициатора.
  2. Документ, подтверждающий право на льготу.
  3. Индивидуальный номер плательщика налогов, который можно получить в ИФНС.
  4. Документы, подтверждающие право собственности на недвижимость.

Следует отметить, что инициатор вправе представить в налоговый орган копии сведений, заверенные в организациях, которые их выдали.

В то же время обслуживающий специалист налоговой имеет право потребовать у инициатора оригиналы для сверки. Если по каким-либо причинам необходимые данные отсутствуют, ИФНС направляет запросы третьим лицам. Ответы должны представляться в течение семи дней. Если в ИФНС поступает уведомление о невозможности предоставления сведений, то инициатору в течение трех суток направляется письмо о необходимости представить данные самостоятельно.

Просмотров