Что означает врп. Валовой региональный продукт. Название: Томская область

2. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВРП)
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне. Методология расчета разработана в центральном аппарате Госкомстата России и является единой для всех регионов.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и Комиссией Европейских Сообществ. В настоящее время большинством стран мира реализуется вариант СНС, принятый перечисленными организациями в 1993 г. СНС-93 внедряется и в России.

СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу, строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП может быть рассчитан разными методами: производственным методом, методом доходов и методом расходов. Расчет ВВП каждым из перечисленных методов ведется в соответствующих счетах системы.

В СНС России наибольшее внимание уделяется расчету ВВП производственным методом. С точки зрения производства, ВВП представляет собой сумму валовых добавленных стоимостей , созданных за отчетный период резидентными экономическими единицами.

СНС в России начала внедряться с федерального уровня. Однако регионы также испытывают потребность в современной статистической обобщающей модели, ориентированной на требования рыночной экономики и совместимой с СНС федерального уровня и международными стандартами. В силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, и ограничений информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики, система национальных счетов в полном объеме в настоящее время не может быть реализована на региональном уровне. Тем не менее Госкомстат России проводит систематическую работу по внедрению на региональном уровне расчетов ряда обобщающих показателей, методологически основанных на принципах и определениях СНС. Главным среди них является показатель ВРП.

По своему экономическому содержанию показатель ВРП является близким региональным аналогом показателя ВВП, рассчитанного производственным методом на федеральном уровне. ВРП также определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период резидентными единицами, только в данном случае речь идет о единицах-резидентах региональной экономики.

Валовая добавленная стоимость, в свою очередь, определяется как разница между выпуском продуктов и услуг в основных ценах и промежуточным потреблением. Методология расчета этого показателя на региональном и федеральном уровнях в большинстве случаев совпадает. Однако между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница. Отдельные элементы ВВП России в настоящее время не могут быть рассчитаны на региональном уровне или распределены между регионами России. Поэтому они включаются в расчет только для России в целом.

Суммарный ВРП, рассчитанный по всем регионам Российской Федерации, отличается от ВВП России на величину добавленной стоимости:

Других нерыночных услуг, финансируемых за счет федерального бюджета , информация по которым отсутствует на региональном уровне;

Услуг финансовых посредников (особенно банков), деятельность которых редко ограничивается отдельными регионами;

Выпуск в текущих ценах отраслей, оказывающих нерыночные услуги, рассчитывается на основе данных федеральных казначейств об исполнении федерального бюджета по региону и данных региональных финансовых органов о расходах местного бюджета , а также годовых соотношений объема выпуска нерыночных услуг (включая расходы внебюджетных фондов) и всего объема расходов федерального и местного бюджетов по соответствующим направлениям в каждом регионе.

При проведении месячных расчетов ВРП, в случае отсутствия оперативной информации о производстве продукции по той или иной отрасли экономики, общая схема расчета выпуска и промежуточного потребления выглядит следующим образом:

Валовой выпуск данной отрасли в предыдущем периоде

соответствующего года в текущих ценах этого периода

умножить на

индекс физического объема выпуска данной отрасли

в % к предыдущему периоду

________________________________________________________________________________________________________
=Валовой выпуск отрасли текущего периода в ценах

предыдущего периода

Промежуточное потребление коммерческих предприятий определяется на основании выпуска продукции по полному кругу предприятий и удельного веса промежуточного потребления в выпуске соответствующей отрасли, рассчитанного по данным формы "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)".

Промежуточное потребление товаров должно оцениваться по ценам покупателей, существующим на момент их потребления в процессе производства, а не в момент приобретения товаров. В то же время показатель промежуточного потребления, полученный на основе данных бухгалтерского учета , как правило, не соответствует этому принципу оценки. Определение его величины непосредственно по данным бухгалтерского учета, особенно в периоды высокой инфляции, может привести к существенному занижению промежуточного потребления и соответственно к завышению прибыли на величину изменения стоимости товаров, поступивших в промежуточное потребление из запасов, в результате изменения цен за время нахождения в запасах. Поэтому необходима соответствующая корректировка величины промежуточного потребления (рассчитанной по данным бухгалтерского учета), которая заключается в переоценке материального компонента промежуточного потребления с учетом среднего изменения цен за период хранения производственных запасов (см. "Методологические положения по статистике", вып. 1, Госкомстат России, М., 1996 г., с. 266 "Определение показателя холдинговой прибыли (убытка)").

Схема расчета удельного веса промежуточного потребления в выпуске выглядит следующим образом:

Расчет выпуска и промежуточного потребления
по отрасли____________________________

Расчет выполняется на основании данных формы "Сведения о
затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
предприятия (организации) за______________________ 199 года"

в текущих ценах, млн. рублей

Наименование показателя


строки

Источник информации

Объем продукции (работ, услуг)
в действующих ценах
(без налога на добавленную
стоимость, акцизов и анало-
гичных обязательных платежей

Ф. , стр.01, гр. 3

Затраты на производство и
реализацию продукции

Ф. , стр.03, гр. 3

Материальные затраты

ф. , стр.04, гр. 3

отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы

Ф. , стр.07, гр. 3

отчисления на рекультивацию
земель

Ф. , стр.08, гр. 3

плата за древесину, отпус-
каемую на корню

Ф. , стр.09, гр. 3

плата за воду, забираемую
предприятиями из
водохозяйственных систем

Ф. , стр.10, гр. 3

капитальный ремонт

ф. , стр.16, гр. 3

Материальные затраты,
входящие в промежуточное
потребление

стр. 3 -(стр.4+5+6+7+8)
(данной таблицы)

Арендная плата

ф. , стр.26, гр. 3

Представительские расходы

ф. , стр.30, гр. 3

Оплата услуг сторонних
организаций

Ф. , стр.35, гр. 3

Другие затраты

ф. , стр.48ґ k **), гр. 3

Промежуточное потребление

стр.9+10+11+12+13
(данной таблицы)

Удельный вес промежуточного
потребления в объеме
продукции, в %

Стр14: стр.1х100 (данной таблицы)

_________________
*) Объем продукции (работ, услуг) должен быть увеличен на величину субсидий на продукты в тех отраслях, где они присутствуют, но не включены в объем продукции.

**) k - удельный вес промежуточного потребления в "других затратах".

Схема расчета промежуточного потребления имеет некоторые отраслевые особенности.

Если данные для определения удельного веса промежуточного потребления в выпуске отсутствуют, то удельный вес промежуточного потребления рассчитывается исходя из соответствующих соотношений, сложившихся в последнем из имеющихся периодов.

Поскольку форма в 1гг. разрабатывалась на кумулятивной основе, то рассчитав промежуточное потребление за первое полугодие и зная величину промежуточного потребления за I квартал, разницей можно получить промежуточное потребление за II квартал, расчет за III и IV кварталы осуществляется по аналогичной схеме.

Промежуточное потребление по месяцам рассчитывается исходя из удельного веса промежуточного потребления в годовом либо квартальном выпуске соответствующих отраслей с экспертной корректировкой его на учет сезонных особенностей каждого месяца.

Валовая добавленная стоимость по каждой из отраслей в основных ценах рассчитывается как разница между выпуском в основных ценах и промежуточным потреблением этих отраслей.

В настоящее время используется следующая классификация отраслей.

Отрасли, производящие товары

промышленность

сельское хозяйство

лесное хозяйство

Производственная

Непроизводственная

торговля (оптовая, включая торговлю средствами производства, розничная) и
общественное питание

заготовки

инфоpмационно-вычислительное обслуживание

операции с недвижимым имуществом

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

страхование

наука и научное обслуживание

образование

культура и искусство

управление

производящие нерыночные услуги:

организации, обслуживающие сельское хозяйство

жилищное хозяйство

наука и научное обслуживание

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование, культура и искусство

Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП соответствует показатель вновь созданная “валовая добавленная стоимость”, отражающий конечный результат их производственной деятельности. Для характеристики процесса производства товаров и услуг на мезоуровне (региона, края, области) в соответствии с общими методологическими подходами СНС рассчитывается валовой региональный продукт.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП (или "наш труд" ) равен сумме добавленных стоимостей секторов экономики региона, рассчитанных как разность между выпуском и промежуточным потреблением ("чужой труд"), плюс чистые налоги на производство и импорт.

ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП ), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП ). ВРП - это принципиально новый для России агрегированный показатель, который раньше не применялся в практической деятельности страны и регионов. Его главная концептуальная особенность состоит в том, что осуществляется учет любой деятельности и стимулирование "нашего" труда всех предприятий. Одновременно исключаются повторный счет и затраты «чужого» труда, которые раньше учитывались в общих объемах и результатах оценки эффективности производства.

ВРП = S ВВ - S ПП + S ЧНП + S ЧНИ; (4.4.)

Методология расчета этого показателя по большинству секторов и отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает.

Однако есть существенная разница между расчетами ВВП на федеральном уровне и расчетами ВРП на региональных уровнях. Отдельные компоненты ВВП на федеральном уровне по объективным причинам невозможно распространить по регионам (затраты по содержанию Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерств и т.д.), они рассчитываются централизованно и включаются только в ВВП России в целом. Поэтому сумма ВРП всех субъектов Российской Федерации не равна ВВП.

Валовая добавленная стоимость в основных ценах, рассчитанная по всем субъектам Российской Федерации, отличается от валового внутреннего продукта России на величину добавленной стоимости, создаваемой только на федеральном уровне. Поэтому суммарный ВРП всех регионов меньше ВВП страны на ряд не учитываемых элементов:

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука и т.п.);

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников (FISIM);

Часть налогов, в частности - налоги на импорт, которые невозможно учесть на региональном уровне.

Кроме того, технически невозможно и методологически неоправданно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, а также не существует данных для адекватного распределения добавленной стоимости по субъектам Федерации, создаваемой финансовыми и внешнеторговыми посредниками. Величина расхождения суммы ВРП по субъектам Федерации была, по нашей оценке, в 2000-2006 годах меньше на 12-13 % от суммарной величины ВВП.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей, основанных на единых методологических принципах СНС. Территориальным органам государственной статистики поручается в рамках Федеральной программы проводить сбор информации по унифицированным формам отчетности и ежегодно проводить расчеты агрегированных показателей региональных счетов в СНС.

Данные расчетов ВРП постоянно проверяются Росстатом, и официальные результаты по регионам утверждаются им после четырехкратного уточнения данных по истечении 2 лет. Понятно, что интерес к ним со стороны органов управления снижается.

Таблица 4.10.

Валовой региональный продукт

(на душу населения)

Регион
тыс. руб. в текущих ценах
Россия 39,5 49,5 60,6 74,9 97,9 126,0 157,9 198,8 248,0
Уральский округ 69,3 90,1 107,8 134,5 181,7 252,1 304,0 346,2 396,8
Курганская 17,8 24,4 29,3 36,7 42,6 51,0 70,2 84,0 111,3
Свердловская 34,2 44,1 52,2 63,8 82,1 107,6 148,5 186,6 214,9
Тюменская 176,9 232,2 275,6 340,7 465,9 668,3 765,2 821,3 928,4
Челябинская 33,0 39,2 47,8 61,4 81,7 98,8 126,8 163,8 189,5

Источник: Ежегодник Федеральной службы государственной статистики М.2010 « Российский статистический сборник», с.335.

Современных руководителей регионов особо интересует динамика ВРП, доходов, прибыли и сбережений. Появляются возможности территории оценить: уровень развития производства, вклад территориального образования в общие итоги работы экономики страны, какими ресурсами располагают субъекты РФ и как их используют.

В то же время в стране, состоящей из 86 территориально-административных образований с различным географическим положением и значительными отличиями в уровнях социально-экономического развития трудно объективно распределить созданную добавленную стоимость и рассчитать истинные затраты производства. Поэтому проблема расчета ВРП для каждого региона стоит особенно актуально.

На региональном уровне основные показатели СРС начали рассчитываться с 1995 года, и сделаны определенные интересные наблюдения, достигнуты совершенно новые результаты анализа.

Помимо ВРП, территориальные органы государственной статистики должны исчислять также показатели валового накопления, конечного потребления, сбережений, основного капитала и ряд других показателей эффективности и интенсивности по методике СНС.

Расчет ВРП ведется статистическими органами на дискретной основе производственным методом с учетом формирования информационной базы для счетов. Используются обычно два типа информации:

Прямая информация, представляющая собой полные или частичные данные о величине и динамике расчетных показателей. Например, унифицированная форма П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" содержит сведения о количестве и динамике произведенной продукции отрасли. Информация, полученная из отчетов, обязательно досчитывается до полного круга с учетом малых предприятий, продукции домашних хозяйств и неформальной экономики;

Косвенная информация, представляющая собой данные об объеме или динамике показателя, не составляющего целого или части рассчитываемого показателя, но изменения позволяют судить о динамике рассчитываемого показателя. Например, изменение численности обслуживающих лиц является косвенной информацией для определения динамики объема предоставляемых услуг.

Прежде всего, следует отметить, что показатели могут быть стандартизированы, то есть, рассчитаны на одного жителя, что позволяет по-новому сопоставить интенсивность изменения данных между регионами, не взирая на их размер и масштабы. Это особенно важно, потому что появляется возможность сопоставить любой субъект Российской Федерации. Например, Москва дает примерно 10% суммарного ВРП всех регионов страны, cтолько же, сколько производят Северный и Волго-Вятский экономический районы, вместе взятые. А вклад Республики Ингушетия и Алтайского края небольшой - менее 0,02% ВРП от каждого региона.

Москва, конечно, выделяется среди прочих регионов страны. На душу населения в столице производится на 70% добавленной стоимости больше, чем в среднем по России. Однако Москва не является чемпионом по данному показателю. Уровень производства в Тюменской области более чем в два раза выше московского и в 3,5 раза выше среднероссийского. В числе лидеров по стране - Республики Якутия и Коми, Красноярский край, Самарская область (с ее ВАЗ-ом). Татарстан и Санкт-Петербург занимают соответственно 21 и 22 места.

Самые низкие показатели в Северо-Кавказских республиках, Калмыкии, Республиках Алтай и Тува, а также Пензенской, Тамбовской, Ивановской областях, где уровень среднедушевого производства ВРП в два, а то и в три раза ниже среднего по России уровня. Если сравнить между собой наивысший (Тюмень) и низший (Ингушетия) уровни, то разница получится значительная - больше чем в 17 (!) раз.

Примерно соответствуют среднероссийскому уровни душевого производства в Архангельской, Нижегородской, Омской областях. Можно утверждать, однако, что среднее значение ряда несколько смещено из-за аномальных значений Тюмени, Якутии и Москвы, обусловленных вполне объяснимыми географическими и административными факторами, формирующими особенности хозяйства этих территориальных образований.

Поэтому наиболее типичными являются показатели производства ВРП в Брянской, Владимирской, Калужской, Воронежской, Кировской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской, Курганской и других областях. В них среднедушевые показатели производства несколько ниже среднего по России уровня.

Так же, как и при исчислении показателей производства, при построении других региональных показателей нет смысла учитывать коллективные услуги федерального уровня (государственное управление, оборона, академическая наука и т.д.), так как они оказываются для общества в целом.

Важнейшим показателем, характеризующим конечное использование товаров и услуг на территории региона, является показатель “фактического конечного потребления . Домашние хозяйства потребляют продукты и услуги за счет собственных доходов, а также индивидуальные нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме. Этот показатель важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования ВРП, но и изучения уровня благосостояния населения.

Если по производству добавленной стоимости на душу населения Москва занимает третье место в России, то по фактическому конечному потреблению на душу населения она уверенно лидирует с огромным отрывом. Она почти на 90 % опережает Магаданскую область, которая идет второй, более чем в три раза превышает средний по России уровень и почти в 18 раз - уровень Республики Ингушетия.

Тем не менее, бесспорным является то, что Москва по уровню потребления - это не совсем то же самое, что и остальная Россия. Если исключить из рассмотрения дальневосточные регионы, где расходы на конечное потребление традиционно высоки за счет географических причин, и Северо-Кавказские республики, где люди испытывают дополнительные трудности, то наиболее типичным будет уровень фактического конечного потребления в Смоленской, Тверской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Саратовской и Челябинской областях.

Однако в ряде территориальных образований Урала (Курганской, области и Удмуртской республике) происходит более высокая натурализация производства на уровне хозяйственных единиц (предприятий), имеет место значительный дефицит сырьевых и финансовых ресурсов, неравновесность технологических укладов (большой доли в экономике отраслей военно-промышленного и аграрного комплекса), стремление к упрощению технологий с сохранением значительной доли ручного труда. Диспропорции сопровождались неравномерностью институциональных преобразований, включением в систему внешнеэкономических связей на новых, более открытых условиях, нарушением системы кооперации.

В результате сложившаяся система территориального и отраслевого разделения труда оказалась слабо приспособленной к рыночным отношениям. Усилилась региональная дифференциация уровня производства, потребления и жизни населения. Поэтому наряду с экономическими показателями СНС должны измеряться и социальные индикаторы человеческого развития.

Статистика, как живая общественная наука, отражающая жизнь и деятельность населения и домашних хозяйств, способна по новой концепции охарактеризовать условия жизни населения, которые должна создает для него власть. Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В то же время возможности для развития должны обеспечивать сами люди и работодатели. Решение проблем сбережения населения и связанные с этим расходы бюджета – это не благотворительность и не социальная помощь. Это инвестиции в человеческий капитал, которые способны обеспечить экономический рост на всей территории России.

Предлагается учитывать особенности развития региона: социально-демографические и кадровые, общественно-политические - для отражения условий жизнедеятельности населения. А материально-ресурсные, отраслевые и структурные, финансово-бюджетные, природно-климатические, информационно-статистические, организационно-экономические - для характеристики возможностей населения и предприятий.

Для этого необходимо изменить систему показателей, отражающих эффективность работы кадров и экономики. Отказаться от старого ущербного показателя - объема производства в отраслях, который содержит двойной счет и стимулирует рост затрат, а не рост добавленной стоимости.

Уйти от повторного счета на практике пока не удается в связи с тем, что на федеральном и региональном уровнях в основном применяются количественные показатели, характеризующие экстенсивные формы управления (объем промышленного, сельскохозяйственного и иного производства), а качественные показатели (ВРП, прибыль, производительность труда и т.д.) как основные применяются редко в официальных публикациях.

Все это происходит потому, что аппараты органов власти и управления медленно осваивают СНС и СРС и недостаточно активно используют современные рыночные индикаторы, общепризнанные во всем мире.

С экономической точки зрения ущербно применять в качестве главных объемные и только количественные показатели, содержащие в своем составе значительную долю затрат предприятий (промежуточное потребление). Практически осуществляется эклектика, вне гласное стимулирование затрат, причем важнейшие в рыночных условиях данные, такие, как региональный продукт, доходы, потребление, накопление, прибыль, сбережение и многие другие показатели СНС используются как второстепенные.

Таблица 4.11.

Структура ВРП в Курганской области

(млрд. руб. / доля, в %)

«Валовой выпуск», полученный за счет повторного и двойного счета сырья, материалов и полуфабрикатов (чужой труд ) составил в 2001 г. свыше 52 млрд. рублей, а региональный продукт (свой труд) - всего 25 млрд. руб. В 2008 году «выпуск» достиг 250 млрд. рублей, а ВРП - 106 млрд. рублей. Доля затрат снизилась с 51% (2001 г.) до 48% в 2008 году.

ВВП на стадии образования доходов складывается в основном изприбыли предприятий, доходов населения и налогов, при этом затраты не учитываются.В среднем реальные доходы населения и прибыль предприятий должна повышаться на 7-10% в год. Однако прибыль экономики растет незначительными темпами.

Вместо расширения «экспорта» продукции в другие регионы увеличивается «импорт», за который надо платить, а средства ограничены, денег не хватает, требуется все больше финансовых средств для обслуживания «чужого» труда. Это расточительство снижает эффективность всей экономики Курганской области и превращает ее в сырьевой придаток областей и республик Урала, Западной Сибири и других регионов страны.

Поэтому необходимо уходить от стимулирования затрат и повторного счета, необходимо использовать только данные СНС, такие как ВВП, ВРП, доходы, прибыль, потребление, накопление, сбережение и т.д. Одновременно потребуется создание системы экономического образования СНС всех государственных и муниципальных служащих, специалистов предприятий, население и общественность. Такой ликбез СНС организован в Курганской области.

Контрольные вопросы

1. Сумма добавленной стоимости предприятий равна или нет ВРП ?

2. Чем объясняется необходимость исчисления ВРП?

3. В чем заключаются особенности методик оценки ВРП?

4. Какие показатели СРС используются на практике?

5. Какие счета и показатели применяются для отражения деятельности домашних хозяйств?

Введение

1 Теоретическая часть

1.1 Основные понятия «валового регионального продукта»

1.2 ВРП в системе национальных счетов

1.3 Источники данных для исчисления ВРП

1.4 Методы исчисления ВРП

1.5 Планы развития национальных счетов в СНГ

1.6 Данные ВРП по Омской области

2 Практическая часть

2.1 Задача №1

2.2 Задача №2

2.3 Задача №3

2.4 Задача №4

2.5 Задача №5

2.6 Задача №6

2.7 Задача №7

2.8 Задача №8

Заключение

Список литературы

Введение

Современный экономический статус субъектов Российской Федерации требует использования разнообразных инструментов оценки экономического развития, финансовой сбалансированности, условий конкуренции на отечественном и мировом рынках. С другой стороны, такие инструменты необходимы для проведения активной федеральной политики, направленной на устранение межрегиональных диспропорций, укрепление экономической и политической целостности страны.

Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. В этих условиях разработка региональных управленческих решений требует современных подходов к их информационному обеспечению и экономическому обоснованию. С этой точки зрения, универсальной основой для комплексного анализа обобщающих характеристик рыночной экономики является система национальных счетов (СНС). Логическим продолжением СНС для регионального уровня является система региональных счетов (СРС). Центральное положение в СНС занимает валовой внутренний продукт (ВВП), а в СНС - его региональный аналог - валовой региональный продукт (ВРП). Он характеризует уровень экономического развития и результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов региона.

Без ВВП (ВРП) невозможно построение важнейших национальных (региональных) счетов.

В России СНС начала внедрятся с федерального уровня. Однако регионы также испытывают необходимость в современной статистической обобщающей модели. В нашей стране, объединяющей 89 территориально-административных образований с различными временными поясами и географическим положением, существуют значительные различия в уровнях экономического и социального развития регионов. Поэтому проблема расчёта валового продукта для каждого региона стоит особенно остро.

Не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересованы в информации, комплексно характеризующей экономику всех регионов, позволяющей осуществлять выработку экономической политики и оценку эффективности принятых решений на региональном уровне.

Наиболее общий количественный показатель экономического развития регионов - динамика валового продукта территории. Межрегиональные сопоставления на его базе с использованием при необходимости дополнительных стоимостных и натуральных показателей позволяют определить направленность и интенсивность экономических процессов, ведущих к серьёзным сдвигам в межрегиональном соотношении сил.

Задача расчетов региональных макроэкономических показателей приобретает особое значение в связи с повышением роли ВРП в реформировании межбюджетных отношений и использовании этого показателя при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В последние годы возросла потребность органов государственного управления стран СНГ (как на федеральном, так и на региональном уровне) в данных региональной статистики и, в частности, региональных национальных счетов. Эту тенденцию можно объяснить стремлением органов управления уделять больше внимания вопросам социально- экономического развития на региональном уровне. Региональная политика стала составной частью общих программ социально-экономического развития стран; она формулируется в официальных документах органов управления, относящихся к развитию регионов.

В данной курсовой работе освещены понятие и сущность ВРП, его экономическое значение, методы исчисления и тенденции развития. Также представлены показатели ВРП города Омска и Омской области, динамика изменения показателей за период с 1998года по 2007год в основных текущих ценах и ВРП на душу населения. Прилагается решение задач.

1 Теоретическая часть

1.1 Основные понятия «валового регионального продукта»

В рамках выполнения «Комплексного плана мероприятий по внедрению общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в практику Российской экономики», утвержденного 26 декабря 2001г. Минэкономразвития России, Госкомстатом России и Госстандартом России, а также приведения расчетов макроэкономических показателей к международным стандартам, результаты оценки ВРП производственным методом и методом формирования по источникам доходов, начиная с данных за 2004г., публикуются в структуре общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Основная цена – цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне видов экономической деятельности как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов региональной экономики в отчетном периоде. Реализованные товары и услуги включаются в выпуск по фактической рыночной стоимости, нереализованная готовая продукция – по средним рыночным ценам. Изменение незавершенного производства включается в валовой выпуск по себестоимости.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.

Расходы на конечное потребление ВРП складываются из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведённые активы.

Существует несколько вариантов расчёта ВРП.

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Валовой региональный продукт рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта).

1.2 ВРП в системе национальных счетов

Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементы системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, ОЭРС и Комиссией Европейских сообществ.

СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). СНС в полном объеме в настоящее время не может быть реализована на региональном уровне в силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, и ограничений информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики. Тем не менее, Госкомстат России проводит систематическую работу по внедрению на региональном уровне расчетов ряда обобщающих показателей, методологически основанных на принципах и определениях СНС. Главным среди них является показатель ВРП.

Валовый внутренний продукт – ВВП - популярная экономическая величина. С её помощью измеряется объём материальных благ, созданных в стране в течение года. Есть ещё один параметр – ВРП – валовый региональный продукт. Его можно посчитать для каждого региона отдельно. Это позволяет сравнивать разные субъекты Федерации. Сегодня изучим его более подробно.
---
ВРП считается медленно. Данных за 2017 год ещё нет. Поэтому будем пользоваться цифрами за год 2016. Для начала посмотрим какие субъекты Федерации самые крупные по данному показателю.


Смотреть программу Экономика на телеканале Крым-24

Архив программ.
Лидирует Москва. В структуре общероссийского ВРП её доля 21% .


Цифра большая. Её интересно посмотреть внимательно под микроскопом. Росстат предоставляет эту возможность. Перед вами структура ВРП Москвы.


Ничтожная доля у сельского хозяйства, ноль по добыче полезных ископаемых. Кстати, тот факт что многие предприятия работают в регионах, но зарегистрированы в Москве на подсчёт регионального продукта не влияет. Учитываются только произведённые товары или оказанные услуги. Если добыча полезных ископаемых в Москве не осуществляется, то и считать нечего. Поэтому здесь видим нулевой показатель.
А вот что у Москвы велико, так это торговля и сфера недвижимости. На них суммарно приходится больше половины ВРП. Именно они и дали столь внушительный результат.


Москва имеет огромное торговое значение для всей России. Там большое количество оптовых складов и рынков. Москва ведёт активную торговлю со всеми субъектами Федерации. Через неё идёт большой поток товаров. Они реализуются как оптом, так и в розницу. Что касается недвижимости, то здесь всё понятно. Она во-первых дорогая, во вторых пользуется повышенным спросом. Поэтому рынок жилья и офисных помещений дал весомую прибавку в общую копилку.


Ну а Московская обрабатывающая промышленность (заводы и фабрики), дали региону 12% от его ВРП. Москва - крупный центр машиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрной и цветной металлургии, химической, лёгкой, полиграфической промышленности. Здесь находится центр имени Хруничева, который разрабатывает ракеты-носители Протон и разгонные блоки к ним.


Также в Москве сосредоточено большое количество военных предприятий. На втором месте по уровню ВРП Тюменская область. В таблице она даётся вместе с входящими в неё Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами. Столь весомый валовый региональный продукт объясняется богатством недр. В Тюменской области добывают нефть и газ. Этот регион – важный источник углеводородов не только для России, но и для всего мира.


В структуре ВРП на добычу полезных ископаемых приходится 54% . Благодаря этому и достигнута столь высокая позиция в данном рейтинге. Третья, четвёртая и пятая строчки вполне ожидаемо у Санкт-Петербурга, Московской области и Краснодарского края. Также к числу регионов с внушительным размером экономики следует отнести Свердловскую область, Татарстан и Красноярский край.
---
Говоря о Москве, я сказал, что в структуре её ВРП обрабатывающие производства занимают 12% . Давайте посмотрим в каких субъектах Федерации эта сфера находится на максимальных уровнях. Назову регионы, где обрабатывающая промышленность имеет долю в экономике выше 30%.


Рекордный по стране показатель у Липецкой области: 42% .


Здесь выпускаются холодильники и морозильники, производится сахарный песок и плодоовощные консервы. Большую роль в экономике не только области, но и страны играет Новолипецкий металлургический комбинат.


Озвучу короткой строкой другие субъекты федерации, к которых высока доля обрабатывающей промышленности в структуре экономики. Это Тульская область, Вологодская, Омская, Калужская, Владимирская, Челябинская, Новгородская и другие.
---
Обратимся к показателям Крыма и Севастополя.


Наша Республика среди других российских регионов занимает по ВРП 54 место . Севастополь на 82-м месте, но стесняться ему из-за этого не стоит, потому что площадь и население у него не большие. Примечательна динамика: и Крым, и Севастополь стремительно наращивают валовый региональный продукт. Успехи 16-го года по сравнению с 14-м внушительны.


Рост отчасти объясняется переходным периодом. В 2014 году была низкая база сравнения. Экономика перестраивалась и становилась на новые рельсы. Но и с учётом этой оговорки ВРП Крыма растёт семимильными шагами. Одно только жилищное строительство выросло за прошлый год в три раза, а оно является частью регионального продукта. Сейчас доля полуострова в экономике страны – пол-процента. Но вполне очевидно, что это лишь начало, и в последующие годы эта роль повысится.

Страница | 38

Введение …………………………………………………………….……..2

    Теоретические понятия

1.1. Валовой региональный продукт………………………………….…..4

1.2. ВРП в системе национальных счетов…………………………….…..6

1.3. Методы исчисления ВРП. Производственный метод исчисления ВРП…………………………………………………………………..….….12

2. Расчетная часть ………..……………………………………………...19

Задание 1………………………………………………………………….20

Задание 2………………………………………………………………….27

Задание 3………………………………………………………………….33

Задание 4………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………….….…37

Приложение…….…………………………………………………………..38

Введение

Для получения целостного представления о функционировании экономики страны используется совокупность взаимосвязанных между собой показателей, характеризующих результаты экономической деятельности на микро- (отдельного предприятия, организации), мезо- (сектора или отрасли) и макроуровне (страны в целом).

Показатели результатов экономической деятельности в системе национальных счетов подразделяются на показатели:

      Валовых результатов;

      Конечных (чистых) результатов.

Валовые показатели отличаются от чистых на величину потребления основного капитала.

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими социально-экономическое положение региона, и эффективность принятых местными органами власти и управления решений, является: валовой региональный продукт (ВРП);

Базовым обобщающим показателем в системе национальных счетов (СНС) является показатель ВРП, так как он характеризует уровень экономического развития и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов региона (республики).

В связи с тем, что валовой региональный продукт – ключевой показатель системы национальных счетов на региональном уровне он используется Министерством финансов.ВРП – показатель общего экономического состояния региона. Он дает представление об общем материальном благосостоянии региона, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

Основным количественным показателем, характеризующих экономический рост, является валовой внутренний продукт (ВВП), а на уровне отдельного региона - валовой региональный продукт (ВРП), который оценивает величину стоимости товаров и услуг, созданной в результате производственной деятельности институциональными единицами на экономической территории данной страны, как правило, за год.Показатель ВРП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике региона и так далее.

    Целью данной работы является изучение ВРП, как важнейшего показателя системы региональных счетов. В первом разделе курсовой работы рассматриваются основные понятия ВРП и ВДС, метод расчета ВРП (производственный метод).

Актуальность исследования состоит и в том, что необходимо выделить факторы, которые способствуют долговременному увеличению возможностей удовлетворять все более разнообразные потребности населения в продуктах экономической деятельности, особенности осуществления этого процесса в регионе, а так же выявить основные проблемы, возникающие при этом.

    Теоретические понятия

      Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Валовой региональный продукт – это индикатор или показатель состояние экономики региона, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления.

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом. 1

Результатом производственной деятельности регионав денежном выражении выступает валовой региональный продукт (ВРП) в рыночных ценах. ВРП является обобщающим показателем экономической деятель-ности региона. Он создается в результате использования факторов произ-водства внутри региона и характеризует потенциально возможный объем предложения товаров и услуг.

Значимость показателя ВРП в макроэкономическом аспекте обусловлена тем, что данные о результатах производственной деятельности регионов используются органами государственного регулирования экономики для разработки региональной политики, принятия решений в об-ласти социальной, фискальной, кредитно-денежной политики. Кроме того, ВРП позволяет проводить межрегиональные сравнения с целью оценки места каждого региона в системе экономических отношений внутри Российской Федерации и выявления закономерностей и диспро-порций развития регионов. 2

Разработанный инструментарий позволяет вычислять главный макроэкономический показатель региона - ВРП - производственным методом приоритетность которого обусловлена наличием необходимой информации. При этом суммируется валовая добавленная стоимость по институци-ональным единицам, объединенным в группы по видам деятель-ности или секторам экономики. ВДС по каждому виду деятель-ности (сектору) рассчитывается как разница между выпуском в основных ценах и промежуточным потреблением. Для оценки ВРП в рыночных ценах (ценах потребления) к полученной сумме в основных ценах прибавляется величина налогов на продукты и вычитаются субсидии на продукты. Методологические различия ВРП и ВВП связаны с наличием в ВВП элементом, которые полностью или частично не могут быть определены на региональном уровне.

Часть ВВП в принципе не может быть отнесена к какой-либо территории, т.к. они представляет собой стоимость коллективных услуг, оказываемых обществу в цепом (оборона, частично-государственное управление, международное сотрудничество) Финансирование данных услуг идет за счет федерального казначейства и их стоимость учитывается только при расчете ВВП.

Определенной спецификой обладает банковская деятельность. Конкретный банк может быть зарегистрирован как юридическое лицо на территории одного региона и выполнить финансовое посредничество на территории как данного, так и других» регионов. Поэтому проблематично привязывать общую стоимость услуг финансового посредничества (кроме услуг страхования) и косвенно учитываемых услуг финансовом посредничества, включаемых в промежуточное потребление, к конкретному региону. Этот объем определяется Госкомстатом России только на федеральном уровне и целом по экономике.

      ВРП в системе национальных счетов

    Развитие 3 в нашей стране рыночных отношений потребовало перестройки отечественной статистики, внедрение в нее пока-зателей и их систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и мак-роэкономический показателей, в общем виде характеризующих важнейшие результаты и пропорции экономического развития. Кроме того, в связи со вступлением России в Международный Валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструк-ции развития (МБPP) стало необходимым применять в оте-чественной статистике, систему национальных счетов, исполь-зуемую в большинстве стран мира и рекомендованную некоторыми международными организациями.

Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала реально создаваться в 1991 г. с разработки соответствующей национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем регулярных расчётов основных счетов. Методологические работы в области созданий СНС ве-лись Госкомстатом России совместно с ОЭСР, МВФ, Статис-тическим комитетом СНГ, Центральным банком России, Ми-нистерством экономики, России, Центром экономической конъюнктуры, ИСЭИ, МЭСИ и другими научными и эконо-мическими организациями.

В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Евро-пейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соот-ветствии с новым международным методологическим стандар-том по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.

Национальные счета представляют собой систему взаимо-связанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

    Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов - резидентов от момента Производства до момента ко-нечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа сче-тов.

Счет представляет собой таблицу, включающую две совокуп-ности показателей, характеризующих: а) ресурсы и б) их ис-пользование. В каждом счете соблюдается, равенство (равнове-сие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается р. помощью, балансирующей статьи.

    Валовой региональный продукт – это показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

    Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне. Методология расчета разработана в центральном аппарате Госкомстата России и является единой для всех регионов.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и Комиссией Европейских Сообществ. СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу, строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП).Статистическая сводка и аналитическая группировка выборочной совокупности регионов РФ за 2007 год Валовой региональный продукт ...

  • Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг (2)

    Реферат >> Маркетинг

    ... «Статистика» на тему «Статистические методы изучения потреблениянаселением товаров и услуг» ... региональном уровнях. Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов ... на продукты питания от валового дохода...

  • Статистические методы изучения качества и уровня жизни населения

    Курсовая работа >> Экономика

    На тему: «Статистические методы изучения уровня и... сохраняется значительные региональные различия в уровне... , в США стоимость продуктов питания, коммунальных платежей... и объяснить их расхождение. Приступаем к расчетам: х –валовой доход, у – расходы, n = 5, N ...

  • Статистические методы изучения инвестиций (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    Объема инвестиций к валовому внутреннему продукту : Для анализа эффективности... и В.М. Рябцевым динамический мультипликатор региональных инвестиций(МРД):3 , где - ... часть Вариант №2 Тема. Статистические методы изучения инвестиций Имеются следующие выборочные...

  • Просмотров