Элементы учетной политики в целях налогообложения. Основные элементы учетной политики для целей налогообложения Элементы налоговой учетной политики организации таблица

Эта политика устанавливает порядок ведения налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов. Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и изменения применяемых методов налогового учета и подлежат применению с начала налогового периода.

Организационно-технические вопросы учетной политики . В этом разделе целесообразно предусмотреть следующее:

    какое подразделение организует и ведет налоговый учет;

    график документооборота при ведении налогового учета;

    при наличии обособленных подразделений – порядок ведения налогового учета обособленными подразделениями и представления данных налогового учета в головную организацию.

Метод определения доходов и расходов . Организации со средней суммой квартальной выручки (без НДС и налога с продаж) за предыдущие четыре квартала менее 1 млн р. за каждый квартал могут определять доходы и расходы как по методу начисления, так и по кассовому методу. Поэтому им необходимо указать в учетной политике применяемый метод определения доходов и расходов.

Организация с суммой выручки, превышающей указанный выше предел, должна применять метод начисления, о чем указывать в учетной политике необязательно.

Порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации . При наличии у организации обособленных подразделений суммы налога и авансовых платежей, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ и местный бюджет, должны распределяться по обособленным подразделениям, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения. Доля прибыли определяется. исходя из удельного веса произведения среднесписочной численности (расходов на оплату труда) работников подразделения и остаточной стоимости основных средств, приходящихся на данное производственное подразделение, в произведении указанных величин в целом по организации.

Организация самостоятельно должна определить, какой из показателей – среднесписочная численность или сумма расходов на оплату труда – будет применяться при расчете сумм налога (авансовых платежей), приходящихся на обособленные подразделения.

Налоговый учет амортизируемого имущества должен раскрывать следующие моменты:

    выбранный способ начисления амортизации;

    использование права на амортизационную премию;

    применение коэффициентов. повышающих основную норму амортизации;

    Использование пониженных норм амортизации;

    об установлении срока полезного использования объектов основных средств;

Следует напомнить, что с 2008 г. в налогом учете амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого превышает 20 000 р., а для основных средств, приобретенных в 2011 г. – 40 000 р. (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете).

Для целей налогообложения прибыли организация начисляет амортизацию либо линейным либонелинейным методом . Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства, входящие с восьмой по десятую амортизационные группы, стоимость которых списывается только линейным методом. Нелинейный метод обеспечивает списание большей части стоимости объекта в начале срока его использования и снижения налоговой нагрузки. Налогоплательщик в учетной политике может установить единый метод для всего амортизируемого имущества либо утвердить линейный метод для одних групп, а для других – нелинейный. Для сближения бухгалтерской и налоговой учетной политики многие организации по всем группам основных средств устанавливают одинаковые сроки полезного использования и одинаковый метод начисления амортизации – линейный.

Право на амортизационную премию организация может использовать, а может и отказаться от права ее использования. Если она применяется, то в этом случае ее сумма включается в расходы отчетного (налогового) периода. В учетной политике определяется размер единовременного списания капвложений. Он не должен превышать 30 % от произведенных затрат.

Если организация приняла решение применять пониженные нормы амортизации по основным средствам и (или) нематериальным активам, то данное решение необходимо отразить в учетной политике. Следует, однако, учитывать, что использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недочисленной амортизации не производится.

Помимо этого, в учетной политике можно предусмотреть положения, касающиеся порядка определения сроков полезного использования основных средств, применяемых методов амортизации и специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации для основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (не выше двух) и по объектам лизинга (не более трех). Коэффициенты не применяются по основным средствам с первой по третьей амортизационной группы, если амортизация по ним начисляется нелинейным способом. Рекомендуется зафиксировать список объектов, работающих в агрессивной среде или в условиях повышенной сменности в учетной политике.

С 1 января 2008 г. организации, занимающиеся научно-технической деятельностью, получили возможность начислять амортизацию с применением повышающего коэффициента не более трех (на основании абзаца 5 пункта 7 ст. 259 НК РФ, введенному Федеральным законом от 19 июня 2007 г. № 193-ФЗ).

С 1 января 2009 г. сельскохозяйственные предприятия промышленного типа, а также резиденты особых экономических зон или туристско-рекреационных зон, могут применять при начислении амортизации. повышающий коэффициент два.

Обращаем внимание на то, что первоначальная стоимость основных средств для целей налогового учета определяется без процентов на приобретение внеоборотных активов.

Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство : Размер материальных расходов может быть определен следующими методами:

    по стоимости единицы запасов;

    по средней стоимости;

    стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

    стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).

В налоговом кодексе РФ не приведен порядок применения этих методов оценки. Однако данные методы описаны в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Для целей налогового учета устанавливается единый метод оценки для всех групп сырья и материалов, в то время как в бухгалтерском учете можно установить различные методы для разных групп производственных запасов. Для упрощения ведения учета целесообразно установить единый для целей бухгалтерского и налогового учета метод оценки материальных ресурсов при их списании в производство.

Следует отметить, что в условиях инфляции метод ЛИФО позволял организациям увеличить сумму материальных расходов, снижая тем самым налоговую базу по налогу на прибыль (напоминаем, что с первого января 2008 г. он неразрешен для применения в бухгалтерском учете, но может пока применяться в налоговом учете). Применение метода ФИФО, напротив, позволяет снижать затраты и показывать большую прибыль при тех же доходах.

Метод оценки покупных товаров при их реализации . При реализации покупных товаров организация может уменьшить сумму доходов на стоимость приобретения данных товаров, определенную по одному из четырех вышеуказанных методов (с теми же рекомендациями).

Формирование резерва по сомнительным долгам . В случае если организация определяет доходы и расходы по методу начисления, то она может создавать резерв по сомнительным долгам, средства которого направляются на покрытие убытка от списания безнадежных долгов. Суммы отчислений на формирование этого резерва включаются в состав прочих расходов. В учетной политике необходимо отразить:

    факт создания резерва сомнительных долгов;

    порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности, которая должна проводиться на конец отчетного периода и по итогам года.

По результатам проведенной на последнее число отчетного налогового периода инвентаризации дебиторской задолженности определяется сумма резерва по сомнительным долгам. В сумму резерва включается сомнительная задолженность:

– со сроком возникновения свыше 90 дней в размере 100 %;

– со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней в размере 50 %.

Сомнительные долги возникшие менее 45 дней назад, не увеличивают сумму создаваемого резерва. Общая величина резерва не должна превышать 10 % выручки отчетного (налогового) периода.

Порядок формирования резервов предстоящих расходов. Организация может равномерно учитывать расходына оплату отпускных работникам, выплату ежегодных вознагражденийза выслугу лет и по итогам годовой деятельности с помощью специальных резервов (ст. 324.1 НК РФ). Налогоплательщик, который решил создавать указанные резервы для целей налогообложения, должен закрепить способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент списания в резерв. На 31 декабря отчетного года организация должна уточнить начисленные резервы с помощью инвентаризации. Правила корректировки резервов на отпуска и вознаграждения прописаны в статье 342.1 НК РФ. Если сумма уточненного резерва превысит фактический остаток неиспользованного резерва, то сума превышения учитывается в составе расходов на оплату труда. Если остаток резерва больше скорректированного на конец года резерва, то эта разница включается в состав внереализационных доходов при условии, что организация не будет формировать указанный резерв в следующем году.

Для равномерного учета в целях налогообложения предстоящих расходов на проведение ремонта основных средств организация может создавать соответствующий резерв предстоящих расходов. Решение воспользоваться этим правом необходимо закрепить в учетной политике. Кроме того, следует прописать нормативы отчислений в резерв. Организация, проработавшая менее трех лет, создавать резерв на ремонт основных средств не может. Дело в том, что предельная сумма резерва не должна превышать среднюю величину расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года (ст. 324 НК РФ).

Помимо этого, подобные резервы могут создаваться по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту (ст. 267 НК РФ), на расходы направленные на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (статья 267 НК РФ) резерв под обесценение ценных бумаг (статья 300 НК РФ).

Учет процентов по долговым обязательствам. В ст. 269 НК РФ предусмотрено два варианта признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам:

    исходя из среднего уровня процентов , начисленных по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях;

    по ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1.8 раза при оформлении долгового обязательства в рублях и равной по ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 0.8 раза по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Если сумма фактически начисленных процентов отклоняется более чем на 20 % от среднего уровня процентов, а также при отсутствии выданных в отчетном периоде сопоставимых обязательств, применяется только второй способ налогового учета. Если организация решила использовать первый способ налогового учета процентов, то ей следует уточнить в учетной политике критерии сопоставимости долговых обязательств (за исключением критерия по валюте). Необходимо расшифровать, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота, какие сроки, объемы и обеспечения долговых обязательств являются сопоставимыми. В противном случае налогоплательщик теряет право применять первый вариант признания процентов.

Организациям настоятельно рекомендуют отражать в учетной политике для целей налогообложения максимальный размер суточных , с учетом того обстоятельства, что в соответствии со ст. 217 НК РФ(в редакции закона № 216-ФЗ) при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки, как внутри страны, так и за ее пределами, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 рублей по заграничным командировкам. При этом не следует забывать, что лимит в 100 рублей для целей налогообложения прибыли отменен.

Формы регистров налогового учета, первичных учетных документов. В приложении к учетной политике должны содержаться применяемые организацией формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данные первичных учетных документов. Кроме того, если организация при ведении налогового учета будет использовать доработанные унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России, или самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, то перечень этих форм также необходимо утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Приказ об учетной политике – это второй по значимости (после устава организации) документ коммерческой организации, поэтому и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эта политика устанавливает порядок ведения налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов. Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и изменения применяемых методов налогового учета и подлежат применению с начала налогового периода.

Организационно-технические вопросы учетной политики . В этом разделе целесообразно предусмотреть следующее:

· какое подразделение организует и ведет налоговый учет;

· график документооборота при ведении налогового учета;

· при наличии обособленных подразделений – порядок ведения налогового учета обособленными подразделениями и представления данных налогового учета в головную организацию.

Метод определения доходов и расходов. Организации со средней суммой квартальной выручки (без НДС и налога с продаж) за предыдущие четыре квартала менее 1 млн р. за каждый квартал могут определять доходы и расходы как по методу начисления, так и по кассовому методу. Поэтому им необходимо указать в учетной политике применяемый метод определения доходов и расходов.

Организация с суммой выручки, превышающей указанный выше предел, должна применять метод начисления, о чем указывать в учетной политике необязательно.

Порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации . При наличии у организации обособленных подразделений суммы налога и авансовых платежей, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ и местный бюджет, должны распределяться по обособленным подразделениям, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения. Доля прибыли определяется. исходя из удельного веса произведения среднесписочной численности (расходов на оплату труда) работников подразделения и остаточной стоимости основных средств, приходящихся на данное производственное подразделение, в произведении указанных величин в целом по организации.

Организация самостоятельно должна определить, какой из показателей – среднесписочная численность или сумма расходов на оплату труда – будет применяться при расчете сумм налога (авансовых платежей), приходящихся на обособленные подразделения.

Налоговый учет амортизируемого имущества должен раскрывать следующие моменты:

· выбранный способ начисления амортизации;

· использование права на амортизационную премию;

· применение коэффициентов. повышающих основную норму амортизации;

· Использование пониженных норм амортизации;

· об установлении срока полезного использования объектов основных средств;

Следует напомнить, что с 2008 г. в налогом учете амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого превышает 20 000 р., а для основных средств, приобретенных в 2011 г. – 40 000 р. (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете).



Для целей налогообложения прибыли организация начисляет амортизацию либо линейным либо нелинейным методом . Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства, входящие с восьмой по десятую амортизационные группы, стоимость которых списывается только линейным методом. Нелинейный метод обеспечивает списание большей части стоимости объекта в начале срока его использования и снижения налоговой нагрузки. Налогоплательщик в учетной политике может установить единый метод для всего амортизируемого имущества либо утвердить линейный метод для одних групп, а для других – нелинейный. Для сближения бухгалтерской и налоговой учетной политики многие организации по всем группам основных средств устанавливают одинаковые сроки полезного использования и одинаковый метод начисления амортизации – линейный.

Право на амортизационную премию организация может использовать, а может и отказаться от права ее использования. Если она применяется, то в этом случае ее сумма включается в расходы отчетного (налогового) периода. В учетной политике определяется размер единовременного списания капвложений. Он не должен превышать 30 % от произведенных затрат.

Если организация приняла решение применять пониженные нормы амортизации по основным средствам и (или) нематериальным активам, то данное решение необходимо отразить в учетной политике. Следует, однако, учитывать, что использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недочисленной амортизации не производится.

Помимо этого, в учетной политике можно предусмотреть положения, касающиеся порядка определения сроков полезного использования основных средств, применяемых методов амортизации и специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации для основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (не выше двух) и по объектам лизинга (не более трех). Коэффициенты не применяются по основным средствам с первой по третьей амортизационной группы, если амортизация по ним начисляется нелинейным способом. Рекомендуется зафиксировать список объектов, работающих в агрессивной среде или в условиях повышенной сменности в учетной политике.

С 1 января 2008 г. организации, занимающиеся научно-технической деятельностью, получили возможность начислять амортизацию с применением повышающего коэффициента не более трех (на основании абзаца 5 пункта 7 ст. 259 НК РФ, введенному Федеральным законом от 19 июня 2007 г. № 193-ФЗ).

С 1 января 2009 г. сельскохозяйственные предприятия промышленного типа, а также резиденты особых экономических зон или туристско-рекреационных зон, могут применять при начислении амортизации. повышающий коэффициент два.

Обращаем внимание на то, что первоначальная стоимость основных средств для целей налогового учета определяется без процентов на приобретение внеоборотных активов.

Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство: Размер материальных расходов может быть определен следующими методами:

· по стоимости единицы запасов;

· по средней стоимости;

· стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

· стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).

В налоговом кодексе РФ не приведен порядок применения этих методов оценки. Однако данные методы описаны в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Для целей налогового учета устанавливается единый метод оценки для всех групп сырья и материалов, в то время как в бухгалтерском учете можно установить различные методы для разных групп производственных запасов. Для упрощения ведения учета целесообразно установить единый для целей бухгалтерского и налогового учета метод оценки материальных ресурсов при их списании в производство.

Следует отметить, что в условиях инфляции метод ЛИФО позволял организациям увеличить сумму материальных расходов, снижая тем самым налоговую базу по налогу на прибыль (напоминаем, что с первого января 2008 г. он неразрешен для применения в бухгалтерском учете, но может пока применяться в налоговом учете). Применение метода ФИФО, напротив, позволяет снижать затраты и показывать большую прибыль при тех же доходах.

Метод оценки покупных товаров при их реализации . При реализации покупных товаров организация может уменьшить сумму доходов на стоимость приобретения данных товаров, определенную по одному из четырех вышеуказанных методов (с теми же рекомендациями).

Формирование резерва по сомнительным долгам. В случае если организация определяет доходы и расходы по методу начисления, то она может создавать резерв по сомнительным долгам, средства которого направляются на покрытие убытка от списания безнадежных долгов. Суммы отчислений на формирование этого резерва включаются в состав прочих расходов. В учетной политике необходимо отразить:

· факт создания резерва сомнительных долгов;

· порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности, которая должна проводиться на конец отчетного периода и по итогам года.

По результатам проведенной на последнее число отчетного налогового периода инвентаризации дебиторской задолженности определяется сумма резерва по сомнительным долгам. В сумму резерва включается сомнительная задолженность:

– со сроком возникновения свыше 90 дней в размере 100 %;

– со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней в размере 50 %.

Сомнительные долги возникшие менее 45 дней назад, не увеличивают сумму создаваемого резерва. Общая величина резерва не должна превышать 10 % выручки отчетного (налогового) периода.

Порядок формирования резервов предстоящих расходов. Организация может равномерно учитывать расходы на оплату отпускных работникам, выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам годовой деятельности с помощью специальных резервов (ст. 324.1 НК РФ). Налогоплательщик, который решил создавать указанные резервы для целей налогообложения, должен закрепить способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент списания в резерв. На 31 декабря отчетного года организация должна уточнить начисленные резервы с помощью инвентаризации. Правила корректировки резервов на отпуска и вознаграждения прописаны в статье 342.1 НК РФ. Если сумма уточненного резерва превысит фактический остаток неиспользованного резерва, то сума превышения учитывается в составе расходов на оплату труда. Если остаток резерва больше скорректированного на конец года резерва, то эта разница включается в состав внереализационных доходов при условии, что организация не будет формировать указанный резерв в следующем году.

Для равномерного учета в целях налогообложения предстоящих расходов на проведение ремонта основных средств организация может создавать соответствующий резерв предстоящих расходов. Решение воспользоваться этим правом необходимо закрепить в учетной политике. Кроме того, следует прописать нормативы отчислений в резерв. Организация, проработавшая менее трех лет, создавать резерв на ремонт основных средств не может. Дело в том, что предельная сумма резерва не должна превышать среднюю величину расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года (ст. 324 НК РФ).

Помимо этого, подобные резервы могут создаваться по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту (ст. 267 НК РФ), на расходы направленные на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (статья 267 НК РФ) резерв под обесценение ценных бумаг (статья 300 НК РФ).

Учет процентов по долговым обязательствам. В ст. 269 НК РФ предусмотрено два варианта признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам:

· исходя из среднего уровня процентов , начисленных по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях;

· по ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1.8 раза при оформлении долгового обязательства в рублях и равнойпо ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 0.8 раза по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Если сумма фактически начисленных процентов отклоняется более чем на 20 % от среднего уровня процентов, а также при отсутствии выданных в отчетном периоде сопоставимых обязательств, применяется только второй способ налогового учета. Если организация решила использовать первый способ налогового учета процентов, то ей следует уточнить в учетной политике критерии сопоставимости долговых обязательств (за исключением критерия по валюте). Необходимо расшифровать, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота, какие сроки, объемы и обеспечения долговых обязательств являются сопоставимыми. В противном случае налогоплательщик теряет право применять первый вариант признания процентов.

Организациям настоятельно рекомендуют отражать в учетной политике для целей налогообложения максимальный размер суточных , с учетом того обстоятельства, что в соответствии со ст. 217 НК РФ (в редакции закона № 216-ФЗ) при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки, как внутри страны, так и за ее пределами, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 рублей по заграничным командировкам. При этом не следует забывать, что лимит в 100 рублей для целей налогообложения прибыли отменен.

Формы регистров налогового учета, первичных учетных документов. В приложении к учетной политике должны содержаться применяемые организацией формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данные первичных учетных документов. Кроме того, если организация при ведении налогового учета будет использовать доработанные унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России, или самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, то перечень этих форм также необходимо утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Приказ об учетной политике – это второй по значимости (после устава организации) документ коммерческой организации, поэтому и отношение к нему должно быть соответствующее.

Порядок ведения налогового учета для целей исчисления налога на прибыль предусматривает большое количество различных вариантов. Следовательно, любое предприятие может разработать для себя учетную политику в части налогообложения прибыли, полностью учитывающую нюансы своей деятельности.

Под учетной политикой (Приложение Б) понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности. Она может содержать информацию о порядке признания доходов (расходов), методах оценки покупных товаров при реализации, формировании резервов, переносе убытков на будущее, формах ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, порядке определения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т.д. .

Основными элементами учетной политики по налогу на прибыль являются:

  • * метод признания доходов и расходов;
  • * квалификация отдельных видов доходов и расходов;
  • * распределение расходов, относящихся к различным видам деятельности;
  • * определение прямых и косвенных расходов;
  • * элементы учетной политики по амортизируемому имуществу;
  • * элементы учетной политики по материально-производственным запасам;
  • * создание резервов для целей налогообложения;
  • * показатель, используемый в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организациям, имеющими обособленные подразделения;
  • * элементы учетной политики по ценным бумагам;
  • * порядок переноса убытков на будущее.

В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу.

Ключевым моментом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль является выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов. В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления или кассовым методом. В соответствии со статьей 271 НК РФ при методе начисления доходы и расходы для целей налогообложения будут признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Кассовый метод признания доходов и расходов могут применять только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 000 000 руб. за квартал (ст. 273 НК РФ). Но если в течение года выручка окажется больше этого показателя, организация будет вынуждена перейти на метод начисления. В этом случае все доходы и расходы нужно пересчитать с начала года в соответствии с этим методом. Поэтому, если у налогоплательщика размер выручки близок к уровню, при котором использование кассового метода невозможно, в учетной политике лучше изначально утвердить метод начисления.

Если же в учетной политике не будет указан метод учета доходов и расходов, то доходы и расходы в налоговом учете учитываются методом начисления. Если организация использует метод начисления, данные налогового учета будут максимально приближены к показателям бухгалтерского учета.

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н).

Понятие "учетная политика для целей налогообложения" в налоговом законодательстве отсутствует, а подходы к ее формированию представлены в ст.ст. 167, 313 и 314 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Учетная политика для целей налогообложения должна обеспечивать получение данных налогового учета, которые отражают согласно ст. 313 НК РФ:

§ порядок формирования суммы доходов и расходов;

§ порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

§ сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

§ порядок формирования сумм создаваемых резервов;

§ сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются элементы налогового учета :

§ первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

§ аналитические регистры налогового учета;

§ расчет налоговой базы.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики элементы (способы бухгалтерского учета), существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются элементы, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К элементам учетной политики относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.



44) Порядок оформления учетной политики для целей налогообложения

Выбранная учетная политика должна быть единой для юридического лица, т.е. применяться всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения.

Формирование учетной политики предполагает выбор организацией определенной совокупности установленных способов ведения бухгалтерского учета, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности и порядка их применения, а при отсутствии установленных способов – самостоятельную их разработку.

В учетную политику организации целесообразно включать все стороны учетного процесса – методическую, техническую и организационную.

В методической части определяются применяемые способы оценки активов и обязательств организации, способы начисления амортизации по различным активам и их группам и пр.

В технической части определяется, каким образом эти способы реализуются в учетных регистрах, на счетах синтетического и аналитического учета.

В организационной части указываются форма построения бухгалтерской службы, ее взаимодействие с другими структурными подразделениями и службами – производственными, финансовыми.

В технической части учетной политики утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, который должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Из этого, а также из положений ст. 167 и ст. 313 НК РФ следует, что учетная политика должна утверждаться до начала года, с которого она будет применяться, то есть учетную политику на 2006 г. необходимо утверждать не позднее 31 декабря текущего года.

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.д.) организации. В аналогичном порядке оформляется и учетная политика для целей налогообложения .

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

§ изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

§ разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

§ существенного изменения условий деятельности в связи с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.д.

Изменение "бухгалтерской" учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Изменение учетной политики, принятой для целей налогообложения , также обычно производится с начала следующего налогового периода.

45)Особенности налогового учёта в страховых организациях

Налогоплательщики - страховые организации ведут налоговый учет доходов (расходов), полученных (понесенных) по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по заключенным договорам, по видам страхования.

Доходы налогоплательщика в виде всей суммы страхового взноса, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору, вытекающей из условий договоров страхования, сострахования, перестрахования, вне зависимости от порядка уплаты страхового взноса, указанного в соответствующем договоре (за исключением договоров страхования жизни и пенсионного страхования). По договорам страхования жизни и пенсионного страхования доход в виде части страхового взноса признается в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса в соответствии с условиями указанных договоров.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

Налогоплательщик в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, образует страховые резервы. Налогоплательщики отражают изменение размеров страховых резервов по видам страхования.

Страховые выплаты по договору, подлежащие выплате в соответствии с условиями указанного договора, включаются в состав расходов на дату возникновения у налогоплательщика обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя либо застрахованных лиц (при страховании ответственности - выгодоприобретателя) по фактически наступившему страховому случаю, выраженного в абсолютной денежной сумме, которая должна быть рассчитана в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами страхования. Доход (расход) в виде сумм возмещений доли страховых выплат признается на дату возникновения обязательства у перестраховщика по оплате перестрахователю по фактически наступившему страховому случаю, выраженному в абсолютной денежной сумме, согласно условиям договора перестрахования.

Суммы возмещений, причитающиеся налогоплательщику в результате удовлетворения регрессных исков либо признанные виновными лицами, признаются доходом:

на дату вступления в законную силу решения суда;

на дату письменного обязательства виновного лица по возмещению причиненных убытков.

При этом доля указанных сумм, подлежащих возмещению перестраховщикам от перестрахователя, включается в доходы (расходы) перестрахователя и перестраховщика соответственно, в момент, установленный для указанных налогоплательщиков в соответствии с настоящей статьей.

Налогоплательщик ведет учет страховых премий (взносов) по договорам сострахования в части, приходящейся на долю налогоплательщика в соответствии с условиями этих договоров.

Доход налогоплательщика, осуществляющего обязательное медицинское страхование, в виде средств, полученных от территориальных фондов обязательного медицинского страхования, признается на дату перечисления указанных средств, определенную договором финансирования, в размере, определяемом исходя из порядка финансирования, указанного в таком договоре.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ)

Страховые выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществленные от имени налогоплательщика - страховой организации другим страховщиком - участником соглашения о прямом возмещении убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, включаются в состав расходов на дату поступления от страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, требования об оплате возмещенного им вреда потерпевшему.

(часть девятая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 282-ФЗ)

Признание доходов, указанных в подпунктах 11.1 и 11.2 пункта 2 статьи 293 настоящего Кодекса, и расходов, указанных в подпунктах 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 294 настоящего Кодекса, осуществляется в случае, если исполнение обязательств между страховщиками по соглашению о прямом возмещении убытков осуществляется исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат. Определение указанных доходов и расходов осуществляется по итогам каждого отчетного периода путем сопоставления совокупных сумм накопленных положительных и отрицательных разниц, возникших в результате осуществления расчетов с каждым отдельным страховщиком. При этом учитываются только те операции по прямому возмещению убытков, по которым завершены расчеты на конец отчетного (налогового) периода:

у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего, при условиях, что выплата потерпевшему осуществлена и получено ее возмещение в размере средней суммы страховой выплаты от страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред;

у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, при условиях, что страховая выплата, осуществленная страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего, признана расходом и осуществлено ее возмещение в размере средней суммы страховой выплаты.

(часть десятая введена Федеральным законом от 15.11.2010 N 300-ФЗ)

Операции по прямому возмещению убытков, по которым расчеты не завершены, учитываются в следующем отчетном (налоговом) периоде.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 15.11.2010 N 300-ФЗ)

Особенности, предусмотренные положениями частей первой - седьмой настоящей статьи, распространяются на налоговый учет доходов и расходов организации, осуществляющей деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития".

46)Особенности налогового учёта в коммерческих банках

Налогоплательщики - банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным настоящей главой порядком признания дохода и расхода.

Аналитический учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328 настоящего Кодекса.

Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся. Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям ведется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного (выплаченного) аванса и периода, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

Комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные налогоплательщиком, расходы по расчетно-кассовому обслуживанию, открытию счетов в других банках и другим аналогичным операциям относятся на расходы на дату совершения операции, если в соответствии с договором предусмотрены расчеты по каждой конкретной операции, либо на последнее число отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке налогоплательщиком ведется учет по доходам, связанным с осуществлением операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, корреспондентским отношениям и другим аналогичным операциям.

Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде суммы сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов - в виде суммы сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной, на последнее число отчетного (налогового) периода. При реализации драгоценных металлов доходом признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом - отрицательная разница. Под учетной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учетом переоценки, проводимой в течение срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованием Центрального банка Российской Федерации.

По сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней, налогоплательщик отражает в налоговом учете количественную и стоимостную (масса и цена) характеристику приобретенных и реализованных драгоценных камней. Переоценка покупной стоимости драгоценных камней на прейскурантные цены не признается доходом (расходом) налогоплательщика. При выбытии реализованных драгоценных камней доход (убыток) определяется в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Под учетной стоимостью понимается цена приобретения драгоценных камней.

Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учете отражаются даты совершения операций купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней.

47)Основные этапы подготовки и состовления налоговой отчётности по налогу на прибыль

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными настоящей главой, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).

2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:

1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной в подпунктах 2 - 7 настоящего пункта;

2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4) выручка от реализации покупных товаров;

5) утратил силу. i

6) выручка от реализации основных средств;

7) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:

1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в подпунктах 2 - 6 настоящего пункта.

При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса;

2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4) расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

4) исключен. i

5) расходы, связанные с реализацией основных средств;

6) расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в подпунктах 2, 3, 4 и 5 настоящего пункта;

2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

4) исключен. i

5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;

6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.

5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:

1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

6. Сумма внереализационных расходов, в частности:

1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

9. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном статьей 283 настоящего Кодекса.

48)Порядок предоставления налоговой отчетности по данным налогового учёта внешним и внутренним пользователям


Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения следующую налоговую отчетность:

налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций (приказ Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н), которая используется также и для налоговых агентов;

налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ (приказ МНС России от 23 декабря 2003 г. № БГ-3-23/709);

налоговый расчет (информация) о суммах доходов и удержанных налогов, выплаченных иностранным организациям (приказ МНС России от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286, заполнение формы - приказ МНС России от 3 июня 2002 г. № БГ-3-23/275).

В соответствии с законодательством РФ, декларацию по налогу на прибыль должны сдавать те организации, которые уплачивают этот налог.

49)Порядок и сроки проведения расчётов с налоговыми органами

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

50)Налоговый учёт прибыли (ПБУ 18/02)

Для целей Положения сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.


Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль равняется величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.


Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бухгалтерском учете на обособленном субсчете по учету условных расходов (условных доходов) по налогу на прибыль к счету по учету прибылей и убытков.


Абзацы четвертый - пятый исключены. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 N 23н.


21. Для целей Положения текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.


При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств (активов), отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль.


Практический пример расчета для определения текущего налога на прибыль приведен в приложении к Положению.


(п. 21 в ред. Приказа Минфина РФ от 11.02.2008 N 23н)


22. Способ определения величины текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации.


Организация может использовать следующие способы определения величины текущего налога на прибыль:


на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 Положения. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль;


на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.


Сумма доплаты (переплаты) налога на прибыль в связи с обнаружением ошибок (искажений) в предыдущие отчетные (налоговые) периоды, не влияющая на текущий налог на прибыль отчетного периода, отражается по отдельной статье отчета о прибылях и убытках (после статьи текущего налога на прибыль).

Налоговая политика выступает составной частью финансовой политики государства. Она воплощается в совокупности мероприятий государства по установлению и взиманию налогов и использования их в общегосударственных интересах.

Формирование современной налоговой политики в РФ происходило в условиях перехода к новым, рыночным методам регулирования народного хозяйства. Эти обстоятельства привели к радикальным изменениям в существовавшей ранее налоговой системе, созданию и внедрению принципиально нового налогового механизма.

Основными целями налоговой политики в РФ являются обеспечение более полной и своевременной мобилизации доходов бюджетов различных уровней власти, и создание условий для регулирования производства и потребления как в народном хозяйстве в целом, так и по его отдельным сферам.

Налоговая политика в России осуществляется на основе единых для всех экономических агентов принципов независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правового статуса. Основными из этих принципов являются: равнонапряженность налогового изъятия, однократность налогообложения, стабильность, гибкость, простота, доступность и определенность налогового законодательства.

1) федеральные налоги, сборы и пошлины;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

К федеральным относятся налоги, сборы и пошлины, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории России.

К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

При установлении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налога:

Порядок и сроки уплаты налога;

Форму отчетности по каждому региональному налогу;

Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительные органы власти местного самоуправления определяют следующие элементы налога:

Налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;

Порядок и сроки уплаты налогов;

Форму отчетности по каждому виду местного налога;

Налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками.

К основным видам федеральных косвенных налогов относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. На них приходится около 70% общей суммы доходов федерального бюджета.

НДС обеспечивает около 30% всех налоговых доходов государства. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Он используется почти всеми развитыми странами (за исключением США). В РФ НДС введен с 1 января 1992 года. Налог на добавленную стоимость определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на вех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В соответствии с налоговым законодательством плательщиками НДС являются все организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц. Объектами НДС являются:

Обороты по реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг на территории РФ;

Все товары, ввозимые на территорию России.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне. В целях налогообложения товаром считается вся продукция, в том числе производственно-технического назначения.

Официально НДС взимается с производителей и продавцов. Однако фактически его плательщиками выступают покупатели товаров. НДС является ценообразующим фактором, на его величину автоматически повышаются цены товаров.

Акцизы – это налоги на производство и продажу определенных товаров, включаемый в цену или тариф отдельных групп. Ими облагается установленный законом перечень товаров. В настоящее время в РФ в этот перечень включает спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, автомобили, а также отдельные виды минерального сырья. Устанавливаются разные ставки акцизов для различных товаров.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на конкретный год.

Таможенные пошлины, как разновидность налогов, взимаются при ввозе, вывозе и провозе товаров через границы данного государства. Основными целями использования таможенных пошлин являются

Рационализация товарной структуры импорта;

Поддержание рационального соотношения экспорта и импорта, валютных доходов и расходов;

Создание условий для изменений в структуре производства и потребления товаров в соответствии со стратегией развития;

Защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

В РФ применяются следующие виды таможенных пошлин :

Импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

Экспортные таможенные пошлины, взимаемые при вывозе товаров;

Особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.

Используемые ставки таможенных пошлин подразделяются на:

Адвалерные – пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

Специфические – пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

Комбинированные – пошлины, сочетающие элементы адвалерных и специфических таможенных пошлин.

Основными федеральными прямыми налогами являются налог на прибыль предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

Налог на прибыль предприятий и организаций взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. Объектом обложения является валовая прибыль, полученная в рублях и иностранной валюте. В настоящее время по налогу на прибыль существуют многочисленные льготы. При его исчислении облагаемая прибыль уменьшается на суммы, которые направляются на финансирование жилищного строительства, на проведение НИОКР, финансирования капитальных вложений производственного назначения и т.д.

Подоходный налог с физических лиц представляет собой форму изъятия части вновь созданной стоимости, распределяемой в пользу физических лиц. Его плательщиками выступают граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной форме (валюте Российской Федерации и иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

По доходному налогу с физических лиц в РФ применяется широкая система льгот. Эти льготы существуют в формах различных вычетов из налогооблагаемой базы, исключения некоторых видов доходов (пенсий, проценты и выигрыши по ценным бумагам государства и т.д.), понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога.

Кроме рассмотренных выше видов налогов федеральное правительство устанавливает и взимает налог на доходы банков, налог на операции с ценными бумагами, гербовой сбор, Отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, налог с имущество переходящего в порядке наследования и дарения и пр.

К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, лесной доход, региональные лицензионные сборы и т.д.

Местные налоги включают налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сбор за парковку автотранспорта, сбор с владельцев собак и т.д.

В ближайшей перспективе основными направлениями совершенствования налоговой политики в РФ станут:

Развитие налогового федерализма;

Построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и прочих платежей;

Сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов. не дающий значительных поступлений;

Облегчение налогового бремени производителей (товаров и услуг);

Сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

Увеличение доли экологических налогов и штрафов.

Главной задачей по-прежнему останется обеспечение роста доли налоговых поступлений в ВВП за счет собираемости налогов.

Просмотров